Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

«Life in Squares», (Жизнь в квадратах), мини-сериал, 2015 год

Первое и главное предупреждение несет само имя проекта – эти небольшая биографическая драма об элитарной интеллектуальной группе писателей и художников, «круге пар, которые жили в квадратах и любили в треугольниках», особенно влиятельных в 1910—1930-х годах и переживших в 1960-е годы своего рода второе рождение. Мысленно ставим в один ряд: узкий и замкнутый круг кембриджских «апостолов», которые жили, любили и проповедывали на свой лад. Далеко не все студенты - филологи успешно излагают историю группы «Блумсбери» на экзаменах, что говорить о том, что посмотреть на всё это с позиций критиков и эстетов, а также достойно обсудить ряд тонких, сложных для понимания тем. Но примерно такую задачу поставили себе британцы, экранизировав историю о «блумсберийцах». Самое смешное в этом то, что о них сохранилось, должно быть, больше записей, чем о какой-либо другой социальной группе Лондона.


Единственная ценная вещь в жизни — это радость человеческого общения и стремление к красоте во всех ее проявлениях. © Дж. Э. Мур

Так, ребята сами немало поспособствовали памяти, оставив множество свидетельств о себе самих и о своих товарищах. Как и полагается в вопросах тонкой эстетики, нет среди исследователей до сих пор нет согласия… ни по поводу количества членов кружка, ни о том, как, собственно, их именовать — группой, сообществом, течением, «свитой», подпольной ячейкой или же культурным направлением. Например, биографический «Словарь Блумсбери», составленный Аланом и Вероникой Палмер, содержит свыше ста сорока статей. Надо ли нам прочесть всё это, чтобы посмотреть сериал? Убеждена, что нет. Самые яростные исследователи группы уныло признают, что пропуском для вхождения в самую сердцевину группы служил не столько литературный талант, сколько личные взаимоотношения ее членов. О чем сериал и рассказывает.



Кружок получил свое название от имени района Лондона, где тогда проживало большинство его членов. В начале XX века Блумсбери выглядел не лучшим образом: район неотвратимо приходил в упадок, невзирая на усилия местных землевладельцев — герцогов Бедфордов. Но мы забегаем далеко. Сначала вводное: «сердце» или «ядро» (костяк, если хотите) группы начало в 1905—1906 регулярно собираться в доме семьи Стивенов на Гордон-сквер в лондонском районе Блумсбери. На чай и разговоры туда приходили писатели-модернисты Вирджиния Вулф, её сестра художница Ванесса Белл, подруга Вита Сэквилл-Уэст, Литтон Стрейч, Э. М. Форстер, Д. Гарнетт, художники Дора Каррингтони, Дункан Грант, историки искусства К. Белл и Р. Фрай, экономист Джон Мейнард Кейнс, ориенталист Артур Уэйли, философ и математик Бертран Рассел и другие. Главное, что следует помнить взгляды «блумсберийцев» эпатировали и противостояли ценностям всего викторианского, но на деле просто отстаивали принципы художественного поиска, независимости и в жизни, и в искусстве. Члены группы демонстрировали приверженность дружбе, общению, искусству. Это если коротко.


Лично моя история совсем проста. Представьте себе девушку с пером в руке, сидящую в спальне. От неё только требовалось с десяти утра до часу дня водить этим пером в направлении слева направо. Потом ей пришла в голову вполне простая и не дорогостоящая мысль: засунуть несколько исписанных страниц в конверт, налепить вверху марку достоинством в один пенс и опустить всё это в красный почтовый ящик за углом. Именно таким образом я стала журналисткой; и в первый день следующего месяца труд мой был вознагражден. © Вирджиния Вулф

Замечательная Аманда Коу, сценарист и романистка, выбрала для этой истории несколько своеобразный подход. Повествование подчинили непростым (между собой) и ключевым отношениям двух сестер – самой известной писательницы модернистки в мире и замечательной художницы. Нельзя сказать, чтобы Аманда концентрировалась на дотошности или 100% достоверности жизни сестер, скорее направила внимание на них, выделила некие ключевые злоключения, сильно романтизировала происходящее и попыталась рассказывать о любви, а не передавать спустя век крайне занимательные сплетни. Потому что ребята зажигали, как надо! Так что до сих черт ногу сломит в этой чудной тусовке. Отдельное спасибо Аманде за то, что история благополучно не съехала в желтушную драму, сохранив воистину британское достоинство во всем.


Если вы так и не осилили «Орландо» или «Миссис Дэллоуэй» Виржинии, понятия не имеете, в какой манере рисовала Ванесса, что именно писал её обожаемый муж и творил не менее обожаемый любовник, зачем смотреть эту историю? Назову пять первоначальных причин:


Актерский состав

Прекрасная Фиби Фокс (ох уж это невероятное семейство Фоксов), знакомая нам по «Черному зеркалу», последним сериям «Пустой короны», «Мушкетерам», фильмам «Военная книга» и «Поэт в Нью-Йорке». Фиби восходящая звезда британского телевидения и кинематографа, наблюдать а успехами которой невероятное удовольствие. Добавим в пару к ней Джеймса Нортона, которого представлять нам не нужно. А что говорить, что Джеймс играет одного на двоих персонажа с Рупертом Пенри-Джонсом?! Просто перечисляя: Ив Бест, Эд Бирч, Эндрю Хавилл, еще одна восходящая звезда Финн Джонс (он запомнился в «Игре престолов»), из старой звездной гвардии Гай Генри, Катрин МакКормак, Энтон Лессер, Элинор Брон, Дебора Файндлей, всегда прекрасный Джек Девенпорт. Еще из многообещающих (давно конечно не) «новичков» Аль Уивер (выбирайте, где запомнили его лучше: «Гранчестер», последний сезон «Пустой короны», «Дым», «Убей своих друзей», «Саутклифф» или влюбленного чудака в «Шерлоке»). Парню 35-ть, и он, наконец, выбирается на заметные роли. Например, здесь ему досталась роль Леонарда Вульфа, мужа и соратника писательницы Вульф, очень сложной и достойной фигуры.


Стилизация


Драма пропустит сквозь себя несколько непростых десятилетий, традиционно по-британски чутко и тщательно фиксируя приметы времени и быта. Особого бунтарного и бестолкового быта богемы.

Тема

Пришло время, когда стало возможно настоящее общество. Это должно было быть общество людей с умеренными средствами, общество, основанное на старых кембриджских идеалах правдивой и свободной речи, но признающее в отличие от Кембриджа значение искусства. Это было возможно во Франции, почему не в Англии? © Вирджиния Вулф

Каким бы спорным или рискованным не был подход Аманды, мини-сериал четко и точно фиксирует взгляды, которым «блумсберийцы» остались верны. Это захватывающая история, поданная легко и немного пряно. Достаточно для того, чтобы увлечься яркими людьми. Кроме сестер искусствовед и литературный здесь есть - критик Клайв Белл (Bell Clive, 1881-1964), писатель и публицист Леонард Вулф (Woolf Leonard, 1880-1969), биограф и историк Литтон Стрэчи, критик и журналист Десмонд Маккарти (McCarthy Desmond, 1878-1952), философ Бертран Расселл, искусствовед и художник, критик "Атенеума" Роджер Фрай (Fry Roger, 1866-1934), романист и критик Дэвид Гарнетт (Garnett David, 1892-1981), художники Дункан Грант и Дора Кэррингтон. Все они сделали немало для того, чтобы наш мир стал светлее, богаче и выразительнее. Понятно, что ни одно животное на земле еще не наступило себе на хвост, но среди нас всегда есть те, кому нравятся истории о талантливых людях.

Оператор
Жизнь — это не ряд симметрично расположенных светильников, жизнь — это сияющий ореол, полупрозрачная оболочка, окружающая нас с момента зарождения нашего сознания до его исчезновения. © Вирджиния Вулф

Привычно, но честно: это традиционно прекрасно снято. Этим (на этот раз) мы обязаны легендарному Алану Элмонду. Он начал снимать на британском телевидении еще  в 1989 году, выбирайте, чтолучше помните из его работ: «Пуаро», «Сага о Форсайтах», «Крошка Доррит», «Шекспир на новый лад», «Отчаянные романтики», «Диккенсовщина», «Наш зоопарк», «Последнее танго в Галифаксе», «Тайна Эдвина Друда», «Ферма тел», «Южный Райдинг», «Комната с видом». Это далеко и далеко не всё.

Музыка
Тоже традиционно. Британское телевидение – это прекрасные актеры в прекрасных костюмах на фоне прекрасного антуража произносящие неглупые реплики под потрясающую музыку. Это традиционный минимум, далее прилагается в зависимости от продюсера, темы, жанра и денег. Потому смело называю Эдмунда Батта и его послужной список для привлечения: «Тайная улыбка», «Жизнь на Марсе», «Прах к праху», «Во плоти», «Любовницы», «Выжившие», из свежего – небольшой, но впечатляющий «Из темноты», «Дым», «Подозрения мистера Уичера», «Приключение в пространстве и времени». Убедила?



Традиционной благодарности часть

Назовем имя режиссера проекта - Симон Кайзер (мне лично не известный, что ничего не говорит о нем, просто Симон – швед). Художника по костюмам - Клер АндерсонПесня ланча», «Юнайтед. Мюнхенская трагедия», красивый фильм «Испытание королевского стрелка Шарпа», «Лондонские каникулы», «Большая игра» с Джоном Симмом, «Великое ограбление поезда», специфический и очень ирландский «Human Traffic»). Постановщик сериала Дэвид Роджер нам знаком по «Доводам рассудка» 2007 года, трогательному «Возвращению» с Дэвидом Теннантом и Сарой Пэриш, а также хитам «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», «Бешеные псы», «Большие надежды», «Вере», недавнему пугающему проекту «Кошмарные миры Герберта Уэллса», телевизионной версии «Маргарет Тэтчер», очень импозантной истории «Шерлок Холмс и дело о шелковом чулке».


Итого

Три часовых эпизода биографической драмы, повествующей о непростых взаимоотношений внутри группы очень талантливых, образованных и не самых счастливых людей. Историю сняли мягко, ловко обходя острые углы и спорные моменты. Сценарий удержали в идеальном равновесии между сплетнями и культурологическим расследованием. Вышло местами пикантно (как было!), занимательно и пристойно. Ровно, как любят британцы. Критики встретили сериал скорее доброжелательно, чем радушно. Это объяснимо старой шуткой Ромы Воронежского: «Поэты страшные люди – у них всё святое». ВВС часто упрекают за легкомысленное повествование жизни британских национальных ценностей. Упрек для меня скорее смешной, чем серьезный, но отрицать подобный подход не стану. В концов концов, на первых вечерах группы в меню каждому причитались «виски, булочки и какао» на десерт, а главным блюдом обозначались – разговоры, разговоры, разговоры. В этом есть краткое резюме фильма: смотреть с другом, обсуждать и смаковать за чаем или виски.


Всем доброго дня!
Tags: *рецензия, актер: james norton, актер: rupert penry-jones, жанр: биография, жанр: драма, раздел: сериал
Subscribe
promo british_cinema ноябрь 30, 14:00 22
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2018 год, включающий сериалы британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит) и время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments