Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Categories:

Оратория большого начала


Не ругайте меня за подобное название, сравнение более чем уместно, если вспомнить, что оратория – это крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. «Endeavour» - не менее значительное и очень музыкальное произведение для телевидения, двух изумительных детективов и Оксфорда. Изумительное обаяние классики, воссозданной по всем законам современной нам художественности. Оратория от прочих музыкальных форм отличается еще и тем, что название жанра пошло от места, конкретного места, в котором произведение исполнялось – оратории. «Endeavour», как и его предшественники, саги об «Инспекторе Морсе» и «Льюисе», посвящен особому месту – Оксфорду. Человек и город, такие схожие, навеки влюбленные друг в друга, подарили нам гораздо больше, чем мы готовы признать. Но разрешите мне быть последовательной.

Индевор Морс
Худощавый юноша с христианским именем, означающим устремление, поет в хоре. Лицо его так безмятежно, и лишь глаза, еще такие юные, печальны. Мне так хотелось назвать их кроткими, но у кого повернется язык назвать их такими… Приквел, рожденный в год 25-летия первой экранизации романов Колина Декстера, явил миру крайне необычного Морса. Молодого.

Морса до седины и одиночества. Морса еще полного надежд. Морса – не инспектора. Морса констебля. Юношу, вернувшегося туда, где он был так счастлив и так несчастен. «Чтобы ты не думала, - скажет он сестре, - при всех моих недостатков, я стараюсь не развивать в себе мазохизм». Так в чем же причина, почему он вернулся? В Оксфорд и к нам.

Первая причина в нем самом: Морс, более чем уже международный Холмс или бельгиец Пуаро, даже больше, чем старая пожилая леди, больше, чем кто-либо другой – британец. Джентльмен – детектив с вполне объяснимой тягой к хорошему пиву и доброму виски, любителю кроссвордов, шарад и очень педантичному человеку. Грубоватому, но доброму. Резкому, но остроумному. Харизматичному и верному себе, работе и немногим друзьям. Всё это ценности, не подвластные времени. Такой сдержанный на первый взгляд, Морс страстен и азартен. Но более того, он человечен. Перед нами не заезжий супергерой, владеющий всеми видами рукопашного боя, а рассеянный книжник, больной диабетом, вечно ворчащий, стесняющийся своего имени и смеющийся, что «инспектор» - это и есть его имя. Живой человек и эйдос человечности.

Когда мы познакомились с ним, он был стар, упрям и скрывал о себе почти всё. Мы прошли с ним через 13 романов, 12 сезонов, 33 серии с 1987 по 2001 год. Мы видели его смерть и не смогли проститься. Затем еще 7 сезонов с 2007 по 2013 год 1 день 22 часа 30 минут экранного времени мы следили за бывшим сержантом Льюисом и его новым напарником, вспомнимся, вспоминания, выбирая по крупинкам едва заметные вехи: значок на автомобиле, забытый кроссворд, старое дело с пометками мастера на полях. Согласитесь, мы скучали!

И вот немного неловкий и немного зажатый констебль Эндевор Морс (Шон Эванс) присоединятся к расследованию исчезновения школьницы Мэри Тремлетт в Оксфорде, которое ведет инспектор Фред Тьюздей (Роджер Аллам). Расшифровывая код, оставленный Мэри в кроссвордах местной газеты и в поэтических книгах, Морс делает вывод, что Мэри встречалась со своим возлюбленным в день ее исчезновения. Так начинался пилотный выпуск совершенного нового сериала. Нет-нет, сериала вовсе не о юности великого детектива, а совершенного нового сериала о юном детективе Морсе.

Обаяние классики

Когда – то в далеком 1987 году некий Морс, старший инспектор отдела криминальных расследований территориального отделения полиции «Темз Вэлли» в Оксфорде, любитель классической музыки, в первых кадрах нового сериала посещает любительский академический хор. Там он влюбляется в участницу хора Энн Стейвли, преподавательницу музыки. Однако роман заканчивается, не успев начаться: в ответ на неуклюжее признание Морса Энн отвечает, что у нее есть любимый мужчина, а на следующий день ее находят повешенной в своей квартире в оксфордском районе Иерихон…

В 1965 году юный Индевор Морс поет в любительском академическом хоре, пока где-то в Оксфорде юная секретарша кокетливо сообщает подруге, что идет на встречу с «кое с кем». Профессор физики читает лекцию студентам, его дочери жарко спорят над малышом Бобби. Начинается новый виток.

Что остается прежним: Оскфорд, обязательная прелюдия, выхватывающая последние минуты мирной жизни до преступления, бесхитростные человеческие радости и едкие слова коллег, которые по-прежнему (или нужно говорить изначально) не долюбливают замкнутого и резкого чудака Морса.

По-прежнему в сезоне 4 эпизода. Сейчас нас этим не удивить, но в 1987 году новый формат, формат полноценного художественного фильма на телевидении был прорывов, риском. Риском, который мог совершенно не оправдаться. Теперь это классика.

Что принципиально нового принес сериал? Визуальное и сценарное восхищение классикой, где аллюзия стала не просто инструментом, а метаязыком повествования. На всем его протяжении для фанатов разложены ответы, которых так долго избегал инспектор: почему он прихрамывает, как вернулся в Оксфорд, почему так и не женился, что произошло с его семьей и т.д. «Индевор» вернул нам любимых персонажей. Вспомним их.

Старые знакомые лица

Вы знали, что в новом фильме снялась старшая дочь Джона Тоу (Морс), в роли редактора газеты? Она многое рассказала об отце Шону Эвансу. Само приглашение её в проект, как и привычное камео Декстера – показательный прием. Прием, не мешающий неофитам любоваться интригой, а фанатам, дающим нужную приправу к «общему» зачину.


Приятно было встретить противного однокурсника Морса, Алекса Риса, позднее ставшего ректором и (как мы уже знаем) застреленного. Он так узнаваем, всё так же циничен и … о боже! Мы же говорим о том, что предшествовало тому, что мы уже знаем. Иногда от этого кружится голова.

Стало понятно, почему именно ягуар водит Морс. Потому что его кумир-наставник ездил на таком.


Бар «Ягненок и знамя», в котором Морс выпивал иные десятилетия, по-прежнему место отдыха и размышлений.

Ироничный и лукавый патологоанатом доктор Макс ДеБрин. Понятно, почему он вечно вышучивал «страх» Морс перед трупами. Юный Индевор падает в обморок (на наших и) его глазах.


Молодой патрульный James Grout – старый друг Морса по службе. Приятно было увидеть их первую встречу.



Тонкости


Интересно, что оратория развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с её нехристианскими сюжетами; но главное назначение оратории — не сцена, а эстрада. Так и наша история, она тесно связана с оперой, и не только с увлечением Морса оперой, но и с тем пафосом и музыкальностью, которой пропитан каждый сюжет. Но в противовес байпику, фильм является не личной историей Индевора, а загадкой, которую он так увлеченно разгадывает. Не зря «ораторию» иначе называли «музыкальными историями».

Особая прелесть этого детектива, что каждая его загадка – человеческая история, пойманная в луче общесоциальных проблем. 65 год – мир и страна меняют, но меняются так неохотно, так болезненно. Собственная семья стыдиться эпилепсии одной из дочерей и пытается отнять на этом основании у нее ребенка. Отголоски войны звучат в поступках фронтовика Фреда Тьюздея, почтового владельца Кларка, револьверах, которые хранят на чердаках семейных жилищ.


А Морс еще так юн, так неопытен. Его легко обмануть и сломить. Вспомните, как стыдливо пятиться он от владельца гаража, которого не удалось призвать к ответу. «Я хороший детектив!» - бросает он наставнику. «Но плохой полицейский! - отвечает ему последний, - Первому нельзя научить, но второму может научиться любой дурак!». Это упрек! Фред взывает к тому, что считает основным достоинством подопечного – к уму и амбициозности, которую тот не в состоянии скрыть даже от себя. Союз этих двоих драгоценен именно этим: он логичное начало отеческой нежности Морса к Льюису, Льюиса к Хэтэуэю. Именно не отец и сын, не учитель и ученик, а наставник и друг. Союз, в котором каждый из участников предельно уважителен к другому и предопределен субординацией.


Еще одна тонкость, не имевшая значения для опытного Морса, достававшая его лишь по касательной: Морс и система. Вечный изгой и скиталец. Сначала стипендиат, затем потерявший себя на гражданке шифровальщик, полицейский – такой беспомощный перед лицом бесконечных правил и ограничений. Каждая история нового Морса – как путь домой, к Морсу опытному и по-прежнему свободному.


Этот Морс учит правила, готовится сдать экзамен на сержантский чин, ошибается, теряется и явно нуждается в защите. Может быть, еще и в этом секрет величайшей прелести нового сериала? Каждая такая деталь, как рассказ о дальней юности любимого человека, наполнена неизъяснимой и драгоценной прелестью.



Оксфорд


Вы помните, это оратория не только для солистов, но и оркестра. Как и положено в жанре, повествование ведет рассказчик (Historicus), от первого лица выступают персонажи, исполняющие небольшие монологи (арии) и диалоги. Но в нашем случае, рассказчик – город. Его улицы, его академические и негласные правила, его пабы, его студенты и университетские интриги. Это невероятное сочетание науки и религии, ума и самых жутких предрассудков, вся эта гонка за успехом и славой, суета в умах и тишина степенных кварталов. Всё это невозможно не полюбить. Город стал лучшей декорацией и самым надежным партнером Морса. Он плоть от плоти этого города, скрытный и открытый, гениальный и консервативный, добрый и ворчливый, так отчаянно пытающийся скрыть своё благородство за напускным снобизмом и столь эрудированной грубостью.

Сам факт того, что Оксфорд, столь беспощадный к чужакам, столь замкнутый и являющийся кастовой принадлежность великой империи, открылся нам – делает фильм больше чем обаятельным, невыносимо притягательным. Это даже не говоря о том, как Оксфорд красив, а Эванс – сексуален.

Итог

Вы знали, что изначально оратории давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. Теперь сериалы подобные «Индевору» занимают особое место между художественным кино и телесериалом. Фактурно, по своей сути, каждая из 4 серий сезона, и есть полноценный художественный фильм. С соответствующим хронометражем и динамикой, независимый по сюжету от остальных частей, но объединенный одним героем. Толька эта деталь и мощности телевизионных каналов отличают его от привычного «прокатного» кино. Однажды Моффата спросили, не хочет ли он снять полнометражного «Шерлока». «Зачем? – удивился он, - Если он не уступает ему, то зачем уступать и менять формат?». «Индевор» еще раз доказал, что совершенно не зачем.

На этом я сдержала свою слово, наступает ваш черед присоединиться к обсуждению первого сезона сериала, пока несчастные, подобные мне, ждут субтитров к первой серии второго.


Tags: *рецензия, endeavour: обсуждение, актер: roger allam, актер: shaun evans, жанр: детектив
Subscribe
promo british_cinema december 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments