
и лейтенант Хорнблауэр (Йоан Гриффит)
К масштабным батальным сценам я равнодушна, поэтому отсутствие таковых в сравнительно малобюджетном «Хорнблауэре» для меня не минус, а плюс. Нет там и глубокого социального анализа: действие разворачивается в переломную для Европы эпоху, но исторический фон используется только как рисунок на обоях для камерной психологической драмы.
Йоан Гриффит легко убеждает нас, что его герой обладает выдающимися природными способностями, позволяющими ему быстро продвигаться по служебной лестнице. (Примечательно, что во время съемок «Хорнблауэра» он сыграл еще и талант другого рода: архитектора Филипа Босини в «Саге о Форсайтах» 2002 года, и столь же убедительно).
У Горацио Хорнблауэра и его командира Эдварда Пеллью (в блестящем исполнении Роберта Линдсея) складываются не предусмотренные уставом отношения сына и отца. Но нелюбовь к публичному проявлению чувств – основа британского национального характера, на которую еще накладывается флотская дисциплина, так что в распоряжении актеров остаются только самые скупые средства. И оба они демонстрируют виртуознейшее ими владение: сцены взаимодействия их персонажей – лучшие во всем сериале.
Когда командующий судном Хорнблауэр приказал поднять французский флаг, чтобы незаметно прокрасться мимо преобладающих сил противника, я была готова считать это военной хитростью. Но вот когда он, на другом корабле, столкнул свихнувшегося капитана в люк и умолчал об этом на флотском трибунале, меня охватили сомнения. Нам дают понять, что, если бы его напрямую спросили, он бы признался (именно поэтому его умирающий приятель Арчи Кеннеди и решается взять вину на себя), но ложь по умолчанию – это ведь все-таки ложь, не правда ли? Тем не менее, создатели фильма (автор романов?) сочли такое поведение вполне совместимым с тем идеалом благородства, в качестве которого они предлагают нам своего главного героя.
Моряку вроде бы положена невеста в каждом порту, но в истории этого персонажа заслуживает упоминания разве что обреченная на заклание французская революционная крестьянка. Вообще же его существование протекает по такому принципу:
Нам не до женщин, черт возьми!
Но мы, от них глаза не пряча,
Считаем лучшею из них
Красотку с именем Удача.
Есть один закон у нас:
Не на суше мили мерить,
В дружбу верить, да в компас,
Да в попутный ветер верить.
Йоан Гриффит настолько вошел в эту роль, что, говорят, приобрел права на остальные романы о Хорнблауэре и мечтает воплотить своего героя, уже на стадии адмирала, на большом экране. Я горячо поддерживаю этот план :)
Community Info