Перевод Марии Шмидт для TEAmTARDIS
Тоби Уитхаус, сценарист
Когда Стивен рядом — это то еще зрелище. Я никогда прежде не работал с человеком таким творческим, гениальным и изобретательным, когда дело доходит до увязки сюжета в один клубок. Плывем мы по истории степенно, никого не трогаем и вдруг налетаем на скалы. Я, Брайан и редакторы сценариев в ужасе переглядываемся, и судно сюжета начинает тонуть. И тут на секундочку к нам заглядывает Стивен, отхлебывает чайку и говорит: «Ну ведь всегда же можно *вставьте гениальный сюжетный поворот или разрешение проблемы*». Мы снова переглядываемся с осязаемым облегчением, и я иду давать интервью, в которых выдаю все эти идеи за свои. А дело в том, что происходило это так часто, что сам Стивен, наверное, уже и не помнит, какие истории/сцены/сценарии он спас. (В отличие от меня. У меня все умные вещи, которые я говорил на собраниях, записаны. И обе мои шутки тоже.)
Стивен давал мне безграничные возможности и такую свободу, что даже страшно было. Он указывал путь, но никогда не мешал, был требователен, но великодушен.
Я любил писать «Доктора Кто», и все благодаря Стивену. Лучшие его сценарии, уверен, были лучшими и на всем телевидении.
Крис Чибнелл, сценарист и новый шоураннер
Стивен — гений. Мы же все с этим согласны, да?
Еще он, конечно же, очень забавен. И сердце у него доброе, хотя он, наверное, не хочет, чтобы вы знали об этом. Стивен — верный, добрый и невероятно трудолюбивый человек. Он так сильно любит «Доктора Кто», что почти десять лет своей жизни ему отдал.
И за это время Стивен сумел углубить и расширить сериал и главного героя, насколько это возможно. Раздвинуть рамки. Он сотворил нечто, чего вы и не могли вообразить в вечернем субботнем сериале. Стивен постоянно экспериментировал. И вспомните теперь, сколько замечательных персонажей он подарил «Доктору Кто» и навсегда сделал их неотъемлемой частью истории сериала — забавных, ярких, сильных персонажей.
Стивен помог многим людям в их карьере — вспомните только трио Мэтта, Артура и Карен в их первый год — еще совсем зеленые, наивные, а теперь все они — звезды международного уровня по полному праву. Взгляните на Дженну, которая стала теперь главной героиней телесериала на ITV. Взгляните на Перл, новую звезду последних нескольких месяцев. И даже Питеру Капальди, у которого к тому времени было немало успешных проектов, он подарил новые, чудесные, непростые истории, которые подняли Питера еще выше до статуса культурного символа.
Еще Стивен ухитрился провернуть один из самых хитроумных финтов в истории «Доктора Кто» — столкнувшись с отсутствием нужного Доктора, он изобрел нового и дал его нам — а мы ведь даже не знали, что его не хватает. И ухитрился представить его, не изменив нумерацию Докторов. И уговорил лучшего актера в стране сыграть этого Доктора. Вот он — дерзкий гений.
Первым словом в самом первом письме, что прислал мне Стивен, было «Эй!». Да, вот таким прямолинейным он может быть. Самое памятное, что он мне сказал: «Прости, но я сейчас разрушу твою жизнь». Но это уже совсем другая история.
«Доктору Кто» будет очень не хватать Стивена. Горе тому дурачку, что его сменит.
Тоби Хэйнс, режиссер
С чего бы начать? Я потрясающе провел время в «Докторе Кто», и мозговыносящих моментов было множество — ночные съемки у Стоунхенджа, полет над Гранд-Каньоном на вертолете, возможность в одной сцене побыть оператором далека — список бесконечен. Но если нужно выбрать что-то одно, личное, то это будет день, когда я проснулся и нашел в почтовом ящике первый мой сценарий Стивена Моффата в «Докторе Кто». Читая текст серии «Пандорика открывается», я чувствовал себя ребенком, который в Рождество достает из чулка подарки… Я поверить не мог, что мне дадут поиграться со всеми этими игрушками! Думаю, сцена в «Большом взрыве», когда Доктор прыгает во времени с помощью манипулятора воронки, определяет для меня суть эры Стивена — он действительно расширил границы, подойдя к сложному повествованию с большим воображением и остроумием.
Спасибо, Стивен!
Рейчел Талалэй, режиссер
У меня о Стивене историй не так много, потому что мы с ним редко проводим вместе время вне работы, и мне остается только сидеть и восхищаться его гениальностью. Но есть один очень памятный для меня момент.
Как-то в монтажной во время работы над «Hell Bent» я спросила Стивена, не хочет ли он, чтобы краска отслаивалась с портрета Клары неким конкретным образом — я собиралась пойти к визуальщикам и это обсудить. А он мимоходом так ответил: «Логика изменчива, поэзия — неизменна».
И мы продолжили монтировать, вот только мой мозг завопил: «Что?! Это одна из самых потрясающих мыслей, что я слышала в жизни, и прозвучала она как будто между делом!» Поэтому я тихонько ее записала, потому что знала, что иначе забуду. И чем больше я о ней думала, тем больше эта мысль становилась для меня мантрой кинопроизводства, поэтому я стала использовать ее в преподавании.
Не поймите превратно, это не значит просто «пусть всё будет тайми-вайми». Имелась в виду визуальная составляющая, речь была о том, что чувство, которое она пробуждает, важнее, чем механика ее создания. И что самое главное — конечный результат для зрителя. И Стивен так может прямо сходу, как ни в чем не бывало!
Но мое личное любимое воспоминание о Стивене — когда мы показали ему первую версию монтажа «Heaven Sent», и он в конце даже говорить не мог. Вот насколько ему понравилось. Он сказал: «Я и не думал, что толково получится». Он был так очарован, что даже замечаний никаких писать не стал.
Марк Гэтисс, сценарист и актер
Счастливых воспоминаний столько, что и выбрать сложно, но есть один момент, который я всегда вспоминаю с улыбкой. Дело было на прочтении сценария, где-то в 2009-м году, в самом начале эры Стивена. Прочтение было необычное, потому что посвящено оно было сразу нескольким сериям (как помню — «Одиннадцатому часу», «Победе далеков» и первой половине «Зверя внизу»), чтобы дать Мэтту Смиту прочувствовать, каким будет его Доктор. Когда мы добрались до момента, где истребители атакуют корабль далеков, Стивен вскинул руку и завопил: «Вот это я понимаю, телевидение!»
Это было чудесное путешествие в пространстве и времени.


Community Info