Kot (catus) wrote in british_cinema,
Kot
catus
british_cinema

As It Began... Queen, 1970-е годы

Первая среда месяца, а значит, ваш диджей снова здесь. Давайте послушаем прекрасное - чтоб зарядиться этим светом перед долгой зимой.

Queen-group-photo

Недавно у нас в городе был осенний фестиваль, и мы, совершенно неожиданно, оказались среди толпы, поющей «Богемскую рапсодию». Это было столь сильным и мощным переживанием, что я, вспомнив юношеские годы, полезла искать квиновские песни. Я их ужасно долго не переслушивала, не считая, конечно, Greatest Hits, которые всегда таскаю с собой, сначала в виде кассеты, потом диска, потом файлов. И почти сразу ютюб явил прекрасное – официальный канал группы, на который эти добрые люди выложили ВСЕ их клипы. Начала смотреть – и пропала.





В свое время я их творчество неплохо изучила – были привезенные еще из заграницы кассеты, была пластинка их хитов, выпущенная «Мелодией» - но видео в то время было редкостью, и хотя после смерти Фредди Меркьюри по телеку крутили их клипы, их все же было очень и очень немного. Потом стали возникать записи разных концертов – Уэмбли, Рио, Будапешт – кто фанател, тот, конечно, их знает. Но чего не было совершенно – это видеозаписей 70-х годов, и сейчас, припав к этому источнику радости, я стала смотреть именно концерты и клипы того времени.



Обычно, когда слушаешь любимых музыкантов в начале пути, то видны шероховатости, неполная сыгранность, нащупывание стиля. Но Queen и тогда были невероятно круты – многие считают 70-е более продуктивным периодом, чем последующее десятилетие – и я очень понимаю сантимент такого рода. Потому что они совсем другие – все равно узнаваемые, но очень сильно отличающиеся от середины 80-х годов.



В ранних Квинах гораздо больше театральности, гибкости, андрогинности, и понятно, что все это идет из традиции музыкального театра (а прежде всего – кабаре).
Их ранние песни – это мини-спектакли, мини-рок-оперы, где Фредди исполняет сразу несколько ролей, как, например, в песне “Liar” – он тут и обвиняемый, и обвинитель – безжалостный голос, мгновенно сменяющийся душераздирающей исповедью. А скорее всего, этот диалог проигрывается в душе человека, где любая мысль обесценивается и ставится под сомнение внутренними демонами.



И еще просматривается связь с началом 20 века – изысканность, утонченность, прекрасные дамы (как в серьезном, так и в пародийном ключе). Например, безумно красивая и как-то незаслуженно забытая “White Queen” с их второго альбома, очень напоминающая блоковскую «Незнакомку». Если честно, для меня это сильнейшее музыкальное впечатление за последнее время – в особенности, инструментальный дуэт гитары и фортепиано в середине песни.



Или вот нежнейший романс, очень личный и эмоциональный. Это – премьера песни из концерта 1976 года: «она особенная... вы должны ее послушать». Эта запись уникальна еще и тем, что некоторые части поются фальцетом – то, что обычно не практиковалось на концертах. И звучит это совершенно естественно, в ритме дыхания.



А еще они все – все четверо – мастера, музыканты высочайшего класса. Все они писали песни, все привносили свой вклад в общий саунд Queen. Сколько слов можно сказать про филигранность игры Брайана Мэя, как его гитара звучит то как лютня или арфа, то агрессивно и хардроково, то ликующе взрывается, и вся песня как будто озаряется солнечным светом.



Или неистовый ударник Роджер Тейлор, по сценическому темпераменту, как мне кажется, ближе всего приближающийся к Фредди Меркьюри. Обладатель самого высокого голоса, неотъемлемой части их многоголосия. Или Джон Дикон, чьими басовыми партиями я всегда заслушиваюсь, особенно в этой неожиданно джазовой вещице.



Я все никак не скажу ничего о самом Фредди, потому что о нем говорить очень сложно, не прибегая на каждом шагу к превосходным степеням. Но если ограничиться только разговорами о 70-х, то вот на что обращаешь внимание: его актерская игра, театрализованность настолько сильна, что перерождается в необыкновенную искренность. Фриковость становится честностью, проникающей в душу каждому слушателю. «На концертах Фредди, - говорил Брайан, - даже в самом последнем ряду зритель ощущал связь с ним». Это чувствуется и сейчас, спустя много лет, по ту сторону экрана. «Это наш последний концерт в текущих гастролях, - говорит он, обращаясь к публике. - Ничего страшного, мы тут всегда будем. Не волнуйтесь, милые мои».



После этого концерта 1979 года все сильно изменится, начнутся эксперименты с диско, фанком, будут сниматься все более и более интересные клипы – а эпоха полутонов, в которой невинность сочеталась с порочностью, уйдет в прошлое. От этого периода, от этих видео веет какой-то беспечностью и безнаказанностью, когда все можно и все позволено. Дальше тоже будут и свобода, и сила, и мощь – но это уже совсем другая история.



Напоследок хочу рассказать, что недавно увидела где-то в фб ссылку на исследование, согласно которому самая счастливая песня на свете – это Don’t Stop Me Know. Наука не обманет, а уж для меня она всегда была воплощением безудержной радости. Так что желаю всем прекрасной осени и много-много хорошей музыки.



P.S. На канале опубликован замечательный фильм о Рапсодии, в котором Брайан очень подробно рассказывает, как она записывалась. К сожалению, не нашла русской версии – поэтому привожу эту, рекомендую изо всех сил.

Tags: музыкальная среда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments