В чем однозначно завидую британцам, так это доровому отношению к классике. В меру бережному, в меру восторженному, но всегда равному, ровному и влюбленному. Эти прекрасные люди никогда не задают вопросов: сколько можно экранизировать Джейн Остин или Агату Кристи, а каждый раз по-детски удивляются, сколько всего еще было скрыто в знакомых до боли строках. Магическая сила хороших текстов такова, что неисчерпаема. Просто подними кристалл на свет и получишь каждый раз новые грани.
Прелесть детектива в том, что он (как никой другой жанр) история про людей. Преступление (зачастую) только предлог, повод рассказать о привычках, обычно скучном быте, повадках, глупостях и вершинах человеческого характера. Кажется, британцы, как никто, понимают это. Вот и насмешливый Честертон воспользовался своим любимым героем, чтобы рассказать нам истории о том, как ужасны и прекрасны бывают люди.
Вы никогда не думали, что человек, который всё время слушает о грехах, должен хоть немного знать мирское зло? (с)
Прототипом патера Брауна стал реальный священник Джон О’Коннор, сильно повлиявший на жизнь «большого человека» Честертона. Всего патер появился в 51 одном рассказе, которые писатель объединил в пять томов. В половине рассказов отца Брауна сопровождает загадочный авантюрист Фламбо, сначала как преступник, затем как частный сыщик. Читается этот арсенал удивительно легко и весело. Кроме патера и его протеже в рассказах мелькают чудные персонажи и изумительные сценки бытовой жизни. Кто знает, может на яркую образность этих историй повлияло то, что автор в юности мечтал стать артистом. Так или иначе, но падре так и просится на киноэкран.
Можно держаться на одном и том же уровне добра, но никому не удавалось удержаться на одном и том же уровне зла. Этот путь ведёт под гору. (с)
Самая знаменитая экранизация Честертона, фильм 1954 года, давно стал классикой. Патера в нем сыграл сам Сэр Алек Гиннес, нам больше знакомый по роли джедая Оби-Ван Кеноби из «Звездных войн». Фильм был снят Робертом Хеймером и номинирован на Венецианского льва.

Британцы очень любят (и не только они) сериал 74 года, снятый Робертом Тронсоном и Питером Джеффрисом. Для этого есть много причин, и одна из них - Кеннет Мор, исполнивший патера Брауна. Его патер – немного отстраненный, но чуткий, степенный и въедливый. К нему невольно проникаешься уважением, а ехидные фразочки, время от времени срывающиеся с его языка, здорово оживляют крайне неторопливое повествование серий. Сериал есть в озвучке (для российского телевидения), милости просим. Предупреждаю лишь о том, что динамика серий сильно отличается от современной. Серии 1974 года – почти театральны: много крупных планов, паузы, долгие разговоры, мало действия. Но снято на века.
Но мой рассказ пойдет о современной экранизации. Дело в том, что в прошлом году британцы показали первый сезон нового перезапуска знаменитых историй. Главную роль в сериале исполнил невероятный Марк Уильямс (спасибо Роулинг за экскурс в мир британского телевидения – Артур Уизли из поттерианы).
Вообще-то, Марк (ох, милые и разносторонние британцы) не только актер, но и эстрадный комик и сценарист, автор ряда документальных фильмов. На Родине его представлять не нужно, а вот у нас его лицо опознают лишь любители юного волшебника да одного славного инопланетянина, в приключениях которого он засветился в роли отца неумирающего Рори.
Есть в Ульямсе просто невероятная пластика и мягкость. Он не смешон, он просто приносит с собой смех. Его Браун невероятно обаятелен и многолик. То суетлив и рассеян, то дерзок и хитер, невероятно упрям, гениален и смел. Помните детские анкеты в девичьих тетрадках: «Кого бы вы пригласили на свой день рождения», «С кем пошли бы в разведку?», «Кому доверили бы свой секрет?». Его падре точно засветился бы во всех трех вариантах. Боюсь признаться, но такой падре точно стал бы причиной моего перехода в католичество.
Первый сезон включает в себя десять эпизодов, которые снимали Йен Барбер, Доминик Киви и Мэтт Картер. Сейчас все они есть и с сабами, и в озвучке. Кроме Марка в сериях засветились Хьюго Спир, Сорча Кьюсак, Катажина Колечек, Нэнси Кэрролл, Алекс Прайс, Кит Осборн, Кэти Льюнг, Бриони Афферсон, Жозефин Батлер и еще добрая половина британской коммуналки.
Еще один бонус этого варианта – чудные английские пейзажи, отличная стилизация и отличный музыкальный ряд, словом всё то, за что мы и любим британские детективные сериалы. Об интриге, спасибо, позаботился сам Честертон, а сценарий настолько добротен, что не устаешь радоваться. На данный момент закончен второй сезон, и к вашему вниманию готовы 7 серий (в озвучке студии Райдо) и 8 точно есть с сабами. Скажу больше: второй сезон еще ярче, еще интереснее. Именно не ярче, лучше, интереснее, а ЕЩЕ ярче.
Что же подкупило меня? Любовь к тексту: «У него лицо человека, обладающего утонченным интеллектом, как оно и есть на самом деле. К несчастью, подобно многим другим обладателям утонченного интеллекта, он глуп». Лукавость и доброта главного героя. Патер не изобретает новых способов дедукции, не строит теорий. Он просто добр, умен и любопытен. Загадки и шарады для него, как и для любого ребенка, лишь радости познания мира. Вера патера Брауна светла и печальна: мир несовершенен, но дан нам, а значит – дан для любви.
— Видите, он признает, что он — дурак и неудачник.
— Да, — произнес отец Браун. — Я очень люблю людей, признающих себя дураками и неудачниками.
— Не понимаю, — огрызнулся секретарь.
— Наверное, — задумчиво добавил отец Браун, — я потому люблю их, что столько дураков и неудачников себя такими не признают.
(с)
Еще? Прекрасными типажами, у каждого из которых есть своя, милейшая, история. Будь то чудная сплетница и деревенская ханжа мисс Маккартни (Сорча Кьюсак), балабол и балагур Сид (Алекс Прайс) или мимолетная роль великолепной Лу Брили (о Молли!). Каждая серия – отдельная история и множество зарисовок. Клубничные булочки, деревенские сплетни, разоряющиеся аристократы, развязные девицы и настоящие страсти. Те самые, которые дремлют в каждом из нас.
В тоже время это классические типажи: суровый полицейский инспектор, вечно ворчащий на любопытного священника, староста церковного клуба, обозленный арендатор, пьяница, картежник. Каждый из них в свое время и очень точно подает реплику, следуя канону британского детектива. Это истории, в которых ты самостоятельно можешь найти отгадку. Вместе с патером или до него. Если нет, патер откроет тебе все секреты, после чего застенчиво откажется от славы.
Ко всему, рассказы Честертона и эти серии, предоставляют великолепное многообразие: истории с приведениями, невероятные кражи, побеги девиц, поиски кладов, семейные придания и многое, многое, многое.

Друг мой, я хочу открыть вам и современному миру одну тайну: вы никогда не поймете, что в людях хорошего, пока не узнаете, что в них плохо. (с)
На этом мне бы пора закончить, потому что много слов всегда навевают скуку, а вот этого наш полноватый, незатейливый и простоватый священник не любит. Ему нравится наблюдать, примечать и восхищаться… людьми. А мне, честно говоря, им.
Желаю приятного просмотра.
Community Info