Для начала
Стивен Артур Фрирз (Stephen Arthur Frears) не самый простой британский режиссер. Номинированный на «Оскар», «Золотой глобус», «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, обладатель премий «Гойя» (2006), «Сезар» (1990), «Серебряный медведь» (1999), председатель жюри 60-го Каннского кинофестиваля… никогда не был однозначен. Со мной согласятся те, кто смотрел его «Шерри» (Cheri) с Мишель Пфайффер и Рупертом Френдом. Или «Неотразимую Тамару» (Tamara Drewe), о которой я рассказывала недавно. Есть у него занятный дар брать простую (казалось бы) историю и (как фокусник из шляпы) доставать из нее очень странные оттенки. Синопсис любого его фильма легко и просто пересказывается. Возьмем, к примеру, «Миссис Хендерсон представляет» (Mrs Henderson Presents) – работу Фирза с той же Джуди Дейч 2005 года.
Казалось бы, байпик - фильм об исторической фигуре — Лоре Хендерсон (Джуди Денч), купившей перед Второй мировой войной старый лондонский театр и восстановившей его с помощью Вивиана Ван Дамма (Боб Хоскинс). Трихаха, как говорит моя подруга. Это сказочный фарс, театр в театре, музыкальная комедия и настоящая драма, с очень непростым разговором о человеке.
Или спорная и прекрасная (достойная отдельного разговора) «Королева» (The Queen) 2006 года. Её можно пересказать парой предложений, даже одним: «события картины описывают жизнь британской королевской семьи в первые несколько дней после трагической гибели принцессы Дианы», но невозможно охарактеризовать даже парой абзацев.
У него странный дар: брать вещи, которые кажутся однозначными, даже буквальными, и незаметно размывать их края. Всё так, но как? – вот в чем вопрос.
Добавим в эту картину еще деталей. Сценарий принадлежит Стиву Кугану, Джеффу Поупу и Мартину Сикссмиту. С Мартином всё понятно – это его книга экранизирована, это его в фильме играет Стив Куган, человек легенда, обладатель множества талантов и премий. Человек, который не только исполнил главную роль, но и занимался сценарием этой работы. Но вот что интересно, Джеффа Поупа нам представлять не нужно… правда, как исполнительного продюсера. Таких проектов (в обратном направлении), как «Вдовец», «Лукан», «Миссис Биггс», «Попечитель» (невероятная вещь, если я о ней еще не рассказывала – убейте меня за это), «Последний палач» (абсолютный шедевр), «Парни из Эссекса» и многое, действительно многое другое. А вот сценарий чуть ли не впервые. И опа! Номинация на «Золотой глобус», «Оскар» и это только начало (судя по всему).
А еще компанию Джуди Дейч и Стиву составляют Софи Кеннеди Кларк, Мэр Уиннингхэм (совершенно мимолетная роль), Барбара Джеффорд, Рут МакКейб, Питер Хэрман, Шон Махон, Анна Максвелл Мартин, Мишель Фэйрли и другие. Оператор проекта Робби Райан (мы помним его «Долю ангелов», недавно писали об этом проекте).
Главное украшение
Главное украшение фильма – его «звезды». Главные роли в этой работе сыграли легендарные Джуди Денч и Стив Куган. Они не нуждаются в представлении, а если и говорить, то о каждом отдельно и трепетно. Разве возможно перечислить все роли и всё богатство этих ролей кавалерствующей Дамы, лауреата премий «Оскар» и «Золотой глобус», многократной обладательницы премии BAFTA. Или все оттенки и возможности актёра, комика, кинопродюсера и сценариста, лауреат кинематографической премии BAFTA, трижды лауреат телевизионной премии BAFTA TV, номинанта на премии «Оскар» (в 2014 и сразу дважды) и «Золотой глобус». Оба они невероятны и …
- изумительно естественны. Они из тех счастливчиков, к которым камера «льнет», словно заколдованная. Ко всему, каждое перевоплощение кажется таким органичным, словно мы и не предполагали обратного;
- оба одинаково хороши в разных амплуа, легко переходят от комедии к драме и наоборот;
- оба блистательно ироничны, но что еще важнее – самоироничны. Черта доступная не только немногим актерам, но и немногим людям в целом.
Выбирая этот фильм, я решила: будь что будет, эти двое – точно не подведут. Не подвели.
О чем
Да-да, это Фирз. Пересказывать его легко. Спустя пятьдесят лет католичка – ирландка Филомена признается семье, что в юности родила ребенка. Её, как «павшую» отправили на «перевоспитание» в монастырь, а младенца отдали на усыновление в американскую семью. Долгие годы Филомена безуспешно пыталась найти утраченного сына, пока её историей не заинтересовался Мартин Сиксмит, бывший католик и бывший журналист. Человек, отчаянно пытающийся найти себе новое применение. Мартин везёт Филомену в Америку, где нашлись хоть какие-то следы. Но правда оказалось не такой уж простой, как изначально казалось такой стойкой, и такой незамутненной героине.
Не торопитесь доставать платочки и возмущаться. Фирз внезапно подсказал мне очень простую вещь: история – это не о чем, а "как" нам рассказывают её. Таков парадокс. Чтобы принять моё заявление, на минуту представьте, что мы живем в мире бесконечных историй.
Я пишу этот текст на третьем этаже девятиэтажного, многоквартирного дома. В нем двенадцать подъездов, на каждом этаже по четыре квартиры. В каждой из них живет не один человек, более того, каждому из этих людей принадлежит не одна, а тысячи историй. Мы садимся в маршрутку, спускаемся в метро, заходим в офис, выходим из магазина: истории следуют за нами, живут вокруг нас, делают наши дни. Чаще всего мы их просто не замечаем. Но замечаем некоторые... почему? Они сильнее других? Или важнее было не о чем, а как они дошли до нас.
Как
Книга Мартина Сиксмита называется «Потерянный ребёнок Филомены Ли», фильм «Филомена» - история двух людей. Не случайно она начинается не со слез Филомены, а с кабинета врача, где нервничает потерявший работу Мартин. Любая история начинается с того, что встречаются некие люди.
Опытный журналист, утративший веру во всё, но не утративший дара слышать и сопереживать, и строгая, наивная, такая уверенная в своей вере пожилая католичка. Она ищет сына, тревога за которого не оставляла её никогда. Он – историю, которая хоть в чем-то убедит его самого.
Он пишет книги «о кровавой русской истории» (Мартин Сиксмит известен как опытный корреспондент ВВС в Москве, написавший несколько книг о современной российской политике); она на пенсии, с упоением читает любовные романы из серии «Прялка и седло». Он - дипломат во всем, пресс-аташе и опытный жулик, она - прямолинейна и лишена чувства юмора.
Он потерявший работу, возмущен «ошибочным пониманием своего заявления». Она, униженная, раздавленная потерей ребенка, мучается вопросом, какой из двух её грехов сильнее: «наслаждение», которое принесло ей ребенка или то, что она столько лет лгала своей семье.
Он сомневается, что сможет написать очерк о столь простом, безыскусном и «сентиментальном». Она в том, что имеет право загладить свой грех. Разные, но единые в одном: они честны, открыты и не сдаются. Упрямо и неуклонно продвигаясь вперед.
Эта история взаимодействия, неловкого, вовсе не доверительного, но добродушного и местами очень смешного, этих двух очень разных людей. На одной чаше весов - трагедия давней драмы, на другой – трагедия человека современного, опустошенного настолько, что чужие трагедии кажутся ему случайными и нелепыми.
И всё же
Говорить об этом фильме и не затронуть вопрос веры невозможно. У Филомены она есть, у Мартина много вопросов: к монастырю, людям, Богу. Филомена, даже поставленная лицом к лицу с предательством, низостью и подлостью, не готова утратить свою веру. «Я не хочу стать такой, как Вы» - бросает она Мартину. За этим, пожалуй, стоит вызов больший, чем оголтелое упрямство ирландской старушки. Так ли много здесь про бога, если 99% пространства фильма занимали люди.
Больше того, есть ли противостояние в истории этих дух, по сути, очень добрых людей. Двух неглупых и очень хороших людей. Его гнев – от бессилия помочь и облегчит её историю. Её терпение – вера и благодарность ему, прошедшему с ней до самого конца.
Фирз упрямо балансирует на грани откровенной мелодрамы: но край проходит там, где ты совершенно не ожидаешь его. Филомена, мать, утратившая сына, не вызывает жалости, не плачет на экране, не ждет чудес. Строгое её лицо ставит в тупик. Один из самых эмоциональных кадров выдержан в самой строгой эмоциональной палитре: Филомена смотрит видеозапись с историей своего сына. Спокойно и очаровано. Лицо Дейч непроницаемо, как броня, но в глазах… пульсирует что-то, что заставляет тебя отвернуться. Тебе физически неудобно, что ты подсматриваешь за таким. Но ты не отводишь глаза, не можешь.
Больше того, о Филомене мы постепенно узнаем не через нее саму, а через то, как (по началу) неловко, затем восторженно и нежно за ней наблюдает Мартин. Так неожиданно мы оказываемся уже не в центре истории, а в эпицентре себя самого. Мартин, Филомена, монашки, Бог и ребенок – уже второе. Первое лицо в этом всё – собственная неловкость и непонимание, что именно ты чувствуешь по этому поводу.
Что в итоге
В сухом остатке некий компромисс, здорово закамуфлированный диалог о человеке, поданный нам под видом газетной сенсации. Ты ждешь кровавой развязки для злобных монашек, когда-то эксплуатировавших юных девушек и продававших детей американцам, но получаешь странную мешанину из едва уловимых примет этого, нашего с нами, мира.
Вот старушка (старушка Джуди Дейч) старательно пересказывает опытному журналисту содержание любовного романа. Вот усталый журналист одной кружкой пива и значком на лацкане пиджака убеждает отчаявшуюся старушку не сдаваться (старушка пива не пила, разглядывала на ней кельтскую арфу). Вот они спорят в машине о природе греха. Журналист и старушка. Угу.
Есть люди. Иногда мимолетные, едва намеченные, иногда заполняющие собой всё. Есть детали. Есть откровенные допущения. Но всё это собрано и невероятно органично подано тебе под самым чудесным из «соусов»: музыкой и филигранной игрой легендарных актеров. Полтора часа ты наблюдаешь за всем этим, едва поспевая за сменой жанров: мелодрама? Роуд-мови? Моралите? А затем остаешься один на один с собой. Фирз бросает тебя на полуслове, издевательски перед титрами вернув фильму статус байпика. Мы читаем с экрана, что же случилось с героями после… после чего, вдруг осознала я.
Где начинается эта история? С рождения Энтони? С момента, когда его несчастная мать подписала кабальный контракт? Или в тот день, когда Мартин потерял работу? Для меня она началась тогда, когда закончился фильм. «Ношу» его в себе и всё не понимаю: где я в этой истории? За кого я? Чтобы выбрала я? Чтобы сказала Филомене?
Или себе?
Community Info