Растет такое дитя, абсолютно уверенное в том, что жизнь - это вечный праздник, а мир создан с единственной целью - раскрывать ему свои объятия. Но в один вовсе не прекрасный день злодейка Судьба спохватывается и вспоминает о законе равновесия. И тот, у которого было все, в одночасье оказывается на краю пропасти.
В криминальной драме "The Lookout" рассказывается история именно такого везунчика, которого жизнь подло ударила ножом в спину.
В своих самых кошмарных снах не мог предвидеть всеобщий любимец Крис, какой страшной трагедией закончится ночь его выпускного бала. Из-за его дурости погибают лучшие друзья, а он сам превращается из блестящего умницы-спортсмена в человека, который должен заново учиться жить. Хрен с ними, со шрамами. Гораздо сложнее преодолеть последствия серьезной черепно-мозговой травмы.
Мы встречаем Криса через четыре года после трагедии. Красивый 22-летний мужчина ежедневно, ежечасно, ежесекундно пытается выжить. А это вовсе не просто для человека, который разучился справляться с элементарными бытовыми вещами. Он не помнит названия предметов и для чего они предназначены, забывает имена людей, не в состоянии без подсказки верного друга-блокнота составить свой план на день. Ему каждое утро приходится собирать пазл своей жизни заново. Как там записано в его блокноте? "Я просыпаюсь. Принимаю душ. С мылом. Бреюсь. Иногда плачу без причины". Вот такое незатейливое начало дня.
Даже его слепой сосед по квартире (и единственный друг по совместительству) приспособлен к жизни лучше. И он мужиковато-трогательно опекает своего беспомощного зрячего товарища, пока тот борется с бесконечными бесами в своей голове. А побороться есть с чем, уж поверьте.
Тут и сложные отношения с отцом, и острая жажда любви, и унизительная монотонная работа (уборщик в банке), и постоянное возвращение на место аварии с одной-единственной целью - вспомнить, что же на самом деле произошло. И отчаяние. Глухое, на физическом уровне ощущаемое отчаяние, которому нет конца и края.
Понятно, что человек в таком состоянии является идеальной мишенью для непорядочных людей. Вовремя проявленный интерес, имитация привязанности, пара дружеских жестов, и клиент, что называется, созрел. Созрел для того, чтобы его можно было использовать в своих грязных целях.
Вот так и появился в жизни Криса бывший заключенный Гарри. Умело манипулируя и расставляя ловушки, тот медленно, но верно идет к своей цели - использовать инвалида, как ключ к быстрому обогащению. Ага, правильно, он хочет совершить ограбление в банке, где Крис работает уборщиком. Для привлечения парня на свою сторону все средства хороши. И если нужно подложить под истосковавшегося по женскому теплу беднягу свою подружку, то наш красавчик делает это без каких-либо угрызений совести.
Но завоевать расположение - это полдела. Нужно ведь еще как-то убедить Криса в своей правоте. Ну и на этот случай у подонка есть рецепт - достаточно надавить на самые болезненные точки. Рассказать о том, что окружающие терпят Криса из милости, считают убогим калекой и неспособным ни к чему получеловеком. И несколько раз повторить вот эту самую фразу - "Whoewer has the money has the power" ("У кого деньги - у того и сила"). Вбить ее в голову запутавшегося парня, заставить записать в блокнот.
С этого момента все полетит в тартарары. Будет ссора с другом, размолвка с отцом, неожиданное, но слишком позднее прозрение. [ Осторожно, спойлер к финалу]Смертельная опасность и стресс сделают свое - Крис вспомнит прошлое. И даже сумеет восстановить справедливость. И отомстить. И мы получим чуть ли не счастливый конец. Но у этого счастья будет изрядный привкус горечи.
Ну что вам сказать? Это очень качественно сделанная драма. Здесь нет той излишне-сентиментальной слезливости, в которую частенько впадают авторы подобных фильмов.
Все подано очень минималистски, даже немного схематично, без истерично-драматических сцен и грамотной игры на нервах у зрителя. Как будто камера действительно была в руках у бесстрастного наблюдателя.
И что очень важно, при всем драматизме сюжета, сценарий отнюдь не по-звериному серьезен, в фильме присутствует изрядная доля юмора.
Джозеф Гордон-Левитт изумителен в роли Криса. Он не мечется, не заламывает картинно руки, но от его взгляда, отражающегося в зеркале, хочется лезть на стену. Это не бьющая через край истерика, а сдержанное страдание глубоко несчастного человека. Вот эта легкая гримаса и теребящие блокнот пальцы производят более жуткое впечатление, чем все вопли и слезы, вместе взятые.
Гордон-Левитт передает чувства своего героя полунамеками: взглядом, жестами, неожиданным поворотом головы. В каждом движении чувствуется боль и видны обнаженные нервы. Герой страдает, но не занимается душевным стриптизом. Актеру удалось изобразить полную эмоциональную беспомощность, не впадая в кликушество и не злоупотребляя дешевыми эффектами.
Не менее хорош в роли незрячего приятеля Джефф Дэниелс. Образ получился живым, очень убедительным, колоритным. Их тандем с Джозефом - выше всяких похвал. Чувствуется, что между актерами произошла та самая химическая реакция, которая позволяет партнерам создать что-то по-настоящему интересное.
И уж совсем потрясением для меня стал Мэттью Гуд в роли Гарри. До этого фильма я видела Гуда только в одной роли - в незатейливой романтической комедии Imagine Me & You. И я долго не могла понять, откуда я знаю этого парня. Ну, ведь видела я раньше эти глаза, видела! А когда поняла, то просто обалдела.
Я ведь тогда не представляла себе актерский диапазон Гуда и никак не могла понять, как из милого (если не сказать сладкого) мальчика получился такой фантастически убедительный отморозок? Откуда что взялось? Этот неприкрытый цинизм во взгляде, эта желчь в голосе! Брррррр....
Гарри в исполнении Гуда жесток, расчетлив, омерзительно-циничен. Настоящий волчонок, проведший часть своей юности в исправительных учреждениях. Для него люди - всего лишь статисты в той игре, которую он затеял. И он на удивление последователен. До самого последнего момента в его душе нет места ни сомнениям, ни сожалению. Только холодный расчет, неуемная жажда денег и готовность уничтожить любого, кто встанет у него на пути. [ Здесь небольшой спойлер по персонажу.]Что ж, частенько таким людям не удается дожить до 30-летия. Закон джунглей, господа.
Обидно, но единственный значительный женский персонаж выглядит очень бледно на фоне великолепно созданных мужских образов. Если я что-то и могу сказать о героине Айлы Фишер, то это будет одно слово - никакая. И вины актрисы здесь нет. Как-то эта линия оказалась слегка непроработанной и подвисшей. Не было там большого потенциала для актерской игры. Достаточно было грамотно демонстрировать свое тело и хорошо смотреться на крупных планах. Персонаж вышел абсолютно проходным. Жаль.
Ну и еще парочка небольших претензий к авторам фильма.
[ Дальше спойлер к финалу, так что спрячу под кат.]У главного героя - черепно-мозговая травма, нарушение мелкой моторики и избирательная амнезия. Скажите, как с таким букетом болячек он может водить автомобиль? Меня напрягает этот момент не потому, что это явно не соответствует правде жизни. Дело в том, что посадив Криса за руль, режиссер слегка нарушил атмосферу безысходной горечи, которую так талантливо создал Гордон-Левитт. Эта деталь явно выпадает из общего образа героя и вызывает определенный диссонанс.
И еще больший диссонанс у меня вызвали последние 5 минут фильма. Вроде бы, все даже логично, но, как по мне, этот end должен был быть чуть менее happy. Да и изменился только образ жизни Криса. Состояние здоровья, увы и ах, осталось тем же... Вот такая "радость со слезами на глазах".
Но это всё равно очень хорошее кино, и я от души рекомендую его поклонникам жанра.
Интервью с кастом:
И более подробное интервью с режиссером, Джозефом и Мэттью.
Часть 1-я:
Часть 2-я:
Часть 3-я:













Community Info