И я думала после премьеры "Чтеца", что дело не в том, получит ли Кейт наконец-то свой "Оскар" (хотя она получила за эту роль и его, и другие награды). Совсем не в этом. Уинслет тогда окончательно доказала, что она одна из талантливейших актрис своего поколения, и что ее ждет блестящее будущее.
И еще Дэвид Кросс, конечно. Этот юный немецкий актер был великолепен, просто великолепен. Очень редко можно наблюдать настолько зрелую игру в таком возрасте, да еще в таком непростом фильме. Я тогда еще подумала, что нужно последить за его карьерой, но в итоге как-то выпустила его из виду. Хотя нет, один фильм у меня в давних планах на просмотр - "Into the White". Надо бы добраться до него уже, столько лет тяну.
Ну и чтобы закончить тему актеров: да, Рэйф Файнс здесь тоже очень хорош. Но это же Файнс, ничего другого мы от него как бы и не ожидали.
И да, одноименный роман Бернхарда Шлинка, по которому снят фильм, тоже нужно читать в обязательном порядке. Во-первых, потому что это очень хорошая книга. Во-вторых, она написана от первого лица, а потому есть возможность глубже познакомиться с внутренним миром главного героя и с его отношением к происходившим вокруг событиям, чем в фильме. Так что лучше сначала читать, а потом смотреть. Я посмотрела фильм в процессе чтения романа и не пожалела.
Ну, это все было, как я написала выше, из области очевидных фактов. Дальше все не так просто и однозначно.
Понимаете, есть темы, к которым даже прикасаться больно. И нацизм одна из таких тем. И для меня, и для многих из вас. Потому что это часть прошлого, которая всегда с нами. И мы, конечно, много чего видели, читали, слышали об этом. И ко многому готовы. Но Ханна Шмиц - это немного другое лицо нацизма. Как на мой взгляд, одно из самых страшных.
Как бы ни были омерзительны нацисты "по призванию", приверженцы и ретивые воплотители в жизнь "окончательного решения еврейского вопроса", с ними мне все понятно. Это особи с чуждыми мне убеждениями и вывернутыми наизнанку мозгами. Это палачи, которых я понимать не хочу и никогда не буду.
И с мальчишками, которые попали в СС в подростковом возрасте, мне тоже все ясно. Их даже жаль, потому как попали они в эти "пионерские отряды", потому что им долго и грамотно промывали мозги взрослые фанатики. И еще я помню об интеллигентных немцах, переживших настоящий душевный кризис, когда они поняли, чему именно призваны служить. Как, например, офицер, послуживший прототипом персонажа фильма "Пианист", скончавшийся в советском лагере для военнопленных.
Но Ханна Шмиц - это совсем другая история. Ей просто нужна была работа, понимаете? А в СС набирали сотрудников. И там были хорошие условия. И она совсем-совсем не понимает, чего от нее хочет судья. Разве она не имела право найти лучшую работу? И она искренне негодует, когда ее спрашивают, почему она не открыла двери горящей церкви. Она ведь не могла нарушить приказ, не могла плохо выполнить свою работу. И ее совсем не интересовало, куда и зачем она отправляла этих женщин. Места ведь на всех не хватало, а людей нужно было размещать.
Она маленький такой, добросовестный рабочий "винтик". Инфузория-туфелька, которой слово "рефлексия" не знакомо по определению. А зачем рефлексировать, зачем думать о прошлом? Эта страшная ее фраза о том, что до суда просто не было необходимости вспоминать о лагере, меня просто вывернула наизнанку. И ведь сказано это было уже пожилой женщиной, после долгих лет тюрьмы.
Страшный до оторопи персонаж, жуткий. С какой стороны ни посмотри, жуткий. Интересно, Ханна поняла бы, если бы ей сказали, что она не имела права так поступать с Михаэлем? Нет, конечно. Ей ведь нужно было спать с кем-то. И кто-то должен был ей читать. И с ним было забавно. А то, что он на 20 лет младше и ему 15-ть.
Ну что вы будете объяснять женщине, которой нужно было просто "освобождать помещения" в Освенциме? Что она сломала парню жизнь? Что она не имела права? Что это аморально? Но кто-то же должен был ей читать, блин. Как когда-то ей читали узники в лагере.
И самая жуткая деталь для меня. Тот факт, что она скрыла свою неграмотность на суде. Ей было стыдно, это было неправильно. Это было стыднее и неправильней, чем оставить 300 человек в горящем помещении. И только в самом конце жизни, возможно, что-то происходило в ее голове. Но этого мы никогда не узнаем. А жаль.
И второй участник этой драмы - Михаэль. Я отчаянно пыталась представить себя на его месте, когда он делал свой нравственный выбор в 23 года. Как будущий адвокат он должен был, должен был дать показания. Как страдающий человек, он просто не смог. И я не знаю, смогла бы я на его месте. Да, он пытался понять. Понять во время процесса, понять всю оставшуюся жизнь. Вот у него рефлексий хватило на троих. И он смог, если не понять, то попытаться проявить милосердие. Смелый поступок, очень смелый. И я тоже не знаю, смогла бы я так поступить или нет.
Мы всегда знали, каково себя чувствовать с этой, "правильной", стороны. Как нести в себе память о погибших и воевавших. Но ведь мы практически никогда не задумываемся, каково быть вторым-третьим-четвертым поколением там. Когда это был твой дед. Или отец. Или женщина, которую ты любил всю свою жизнь. Врагу не пожелаешь оказаться с той стороны барьера. Потому что чувство вины за то, чего не делал сам, может мучить не меньше, а порой и больше, чем вина за свои собственные поступки.
Страшная книга. И страшный фильм. И знаете, я не могу вам сказать, гениальное это кино, очень хорошее или просто хорошее. Потому что ровно на середине фильма у меня сжало горло, сердце упало куда-то ниже желудка, и дальше я смотрела на одних рефлексах. Я совершенно не в состоянии оценить ни режиссерскую, ни операторскую работу. Я просто не могу. Но актеры прекрасны, все до единого.
Режиссер, автор книги, сценарист и Кейт Уинслет о фильме:
Интервью с режиссером и актером Дэвидом Кроссом:
Рэйф Файнс о фильме:
Интервью с Кейт Уинслет:
Community Info