klavdiaivanovna (klavdiaivanovna) wrote in british_cinema,
klavdiaivanovna
klavdiaivanovna
british_cinema

наблюдая наблюдающих наблюдающих наблюдающих

Коротенький сериальчик к ленивым выходным - 3 серийки по 43 минутки: Сriminal



Вот та меняющая цвет рамка - летящая как лассо, настигающая и заключающая в себя
непроявленное до конца слово "преступник" -
это визуальный ключ ко всему сериалу:

периметр полупрозрачного зеркала.



Действие разворачивается в двух помещениях, разделённых - и объединённых - особым стеклом. В комнате для допросов оно выглядит зеркалом, в смежной смотровой комнате - прозрачным окном, и

со стороны подозреваемых подсвечено отмороженно-белым,


а со стороны подозревающих - раскалённо-красным.

 

Ярко освещённая сцена - и тёмное закулисное пространство.
 

Иногда резкий белый свет вспыхивает и в закулисье - а это значит: зло коварно и вездесуще, оно преступило и по сю сторону.



 

Потерпевшие входят в кадр ещё в одной рамке - чёрной


или - когда надо ударить под дых - и вовсе без рамок.


 

Чёрное, белое, красное. Конфликтующие цвета.





 

Напряжение гаснет - короткими передышками - лишь на нейтральной территории, в коридоре: там приглушённый ровный свет и тёплые рождественские огоньки.



Но и там - рамки.



 

Оператор и осветители потрудились на славу, оптические эффекты тут - главный кинематографический аттракцион.



Декораторам разгуляться не дали - есть всего-навсего три камерных, герметичных локации. Клаустрофобичненько.
Зато отлично переданы ощущения "некуда податься" и "время истекает".



 

Реквизиторы сработали скупо, но выразительно -
выстрелят все ружья, развешанные по стенам: и чёрные линии на кружке неспроста такие толстые


и кондиционер дохнёт холодом,


и ручка упадёт со стола точно в нужный момент.


 

Музыка лаконичная, блюдёт свою чисто служебную функцию и не перетягивает одеяло: эмоциональную первую скрипку играет тут всё же свет, звук вторичен.

 

Монтаж незатейливый, без выкрутасов. Не даст отвлечься от сути головокружительными кульбитами, твёрдо ведёт прямую линию последовательного повествования.

 

А режиссёру пришлось туго.

Скудная обстановка, стандартные повторяющиеся мизансцены.



Экшена нет. Ни погонь, ни засад, ни перестрелок. Нет каких-нибудь изощрённых дедуктивных схем, сложных логических построений, кропотливого распутывания ниточек, раскапывания и нанизывания улик, закидывания наживок и лихой игры в казаки-разбойники.

Есть только стремление ментов расколоть задержанного и стремление задержанного не расколоться. Всё, что происходит - сшибка этих двух стремлений. Поединок воль.

 







 

Среди действующих лиц нет ни одного гениального сыщика, художественно одарённого маньяка или сексуально неотразимого злодея, подозреваемые - простые люди, как те, кто допрашивает их в комнате для допросов, и те, кто присматривает в смотровой, и те, кто глядит в монитор, как вы да я.

Никаких флешбеков, никаких реконструкций событий, все преступления - обычная бытовуха - описываются только словами. Можно ли верить тем словам - решает наблюдающий за наблюдающими, которые наблюдают наблюдающих.

Зритель наблюдает, как следак наблюдает за преступником,
а преступник за следаком,
два следака тщательно переглядываются, подавая и ловя тайные знаки, а ещё и отслеживают адвоката,
адвокат наблюдает за преступником и следаками: то скопом, то поочерёдно,
менты по ту сторону зеркала наблюдают за следаками, преступником и адвокатом и оценивают, как те наблюдают друг друга,
и ещё внимательно оглядываются вокруг, наблюдая реакции коллег справа и слева - чтоб сразу заметить, как из подозревающих превратились в подозреваемых и преступили сами.



 

В каждой серии по одному допросу. В режиме реального времени, с самого начала до самого конца: сели-поговорили, встали-разошлись.

Сначала, знамо дело, подозреваемый отнекивается изо всех сил - кто как умеет: бурным потоком слов, слёз
или ледяным молчанием, судорожным дыханием.









Но бессловесная схватка перетекает в словесную











и завершается победой (чьей? без спойлеров!) благодаря определённому приёмчику, он стар как мир и потому действует безотказно.



 

Каждый допрос - по отдельному преступлению, между собою не связаны. Есть, конечно, своя драматургия в череде преступников, в том, как сценарист тасует их внешние признаки, социальные статусы и душевные свойства: бесцветный/яркая, холодный/страстная, интеллигент/быдло, тощий/грузный, умный/тупой, жёсткий/мягкий, злой/добрый, сильный/слабый и пр. - на контрасте, чтоб не заскучать.



Связь эпизодов идёт через допросную команду, и там-то уже прочерчен сквозной сюжет, с парой завязок в первой серии и развязок в последней.
Но развязок не окончательных, с заделом на будущее.



 
Такая вот антология, состоящая из четырёх антологий по три серии каждая. По три допроса в Британии, Франции, Испании и Германии (рекомендуют смотреть именно в таком порядке), всё снято на местных языках с местными творческими кадрами.

Занятно, как проявляются характерные особенности каждой страны, как отражаются в полупрозрачном зеркале национальные краски.

 

Интересный эксперимент, заслуживающий внимания,
[личное впечатление]меня оставил равнодушной, но критики аплодируют, рейтинги прекрасные, люди хвалят и оригинальную идею, и её удачное воплощение.

Обсуждается продление на 2-й сезон: то ли расширять географию, то ли развивать отношения уже знакомых допросчиков.
В общем, проект взлетел.







Tags: *обзор, актер: david tennant, актер: lee ingleby, актриса: hayley atwell, жанр: детектив
Subscribe
promo british_cinema december 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments