Спойлеры!!
Задумывая новое дело, приятно знать, что у тебя есть поддержка в лице близкого человека. Таким счастливчиком оказался Мэтт Спенсер, герой фильма «Самое маленькое представление на свете» (The smallest show on Earth), 1957.
Очень молодой человек зарабатывает на жизнь писательством, но, ввиду недавней женитьбы, доходов явно недостаточно. А хочется собрать чемоданы и отправиться в удивительные места, например, в Самарканд! Оба супруга романтичные и легкие на подъем, они не мучаются мыслями о том, что мечта осуществится, видимо, не скоро, но поддерживают ее бурным обсуждением, как нечто вполне реальное.
Еще приятнее в самый разгар такого разговора получить сообщение о смерти дядюшки, оставившего все в наследство любимому племяннику. Молодые люди с утроенной надеждой строят планы.
Совершенно великолепная новость, что наследство заключается в кинотеатре, но пара не думает о кинопрокатном бизнесе, в котором ничего не смыслит. Кинотеатр можно продать, причем немедленно, и на вырученные деньги путешествовать по миру! Чем черт не шутит, после Самарканда можно рвануть в Каир, из Каира... ого-го! Жизнь-то налаживается.
А вот и кинотеатр - величественное здание! - и народ толпится у кассы...
На этом кино можно было бы закончить, но, конечно, вы поняли, где подвох. Это был кинотеатр-конкурент, а заведение наших героев, названное будто в насмешку «Самым маленьким на свете Сокровищем», - полная противоположность успешному и надменному сопернику.
Минусы: ветхое здание, полное пыли и старой мебели, дышащие на ладан кинопроекторы, железнодорожные мосты, сжимающие здание с двух сторон и поезда, сотрясающие его каждые 10 минут, пьяница-киномеханик м-р Перси Квилл и престарелая билетерша мисс Фэзакали. Посетителей — ноль!
Плюсы: дайте подумать, да нет, вроде бы никаких!
Попытка продажи кинотеатра конкуренту за скромные деньги вызвала у того гомерический смех: купить такое здание можно разве что на слом. Спенсеры, не без помощи адвоката по наследству, решают взяться за дело, открыть кинотеатр, привлечь зрителей, чтобы... набить продажную цену хотя бы на поездку в Самарканд.
Мы уже смотрели такие фильмы, где люди брались за дело, чтобы его развалить или избавиться от него, а в результате «потерпели» успех. Самый яркий пример, пожалуй, «Мелкие мошенники» Вуди Аллена про незадачливых грабителей банка, занявшихся, в результате, кондитерским делом.
«Самое маленькое представление» несколько реалистичнее и скромнее. Но, несмотря на унылые перспективы задуманной ими «операции», герои фильма — на редкость оптимистичные и неунывающие люди. Во-первых, как я уже говорила, жизнерадостная жена Мэтта во всем его поддерживает. Ее не пугают, а только раззадоривают трудности, она не ноет и не пилит мужа, а весело участвует во всем. И каждый новый оборот дела для нее обращается в повод помечтать о Самарканде, хотя бы это было самое скромное путешествие на свете. Во-вторых, Мэтт деятельный молодой человек, без наглой напористости и снобизма.
Забавно посмотреть на все ухищрения и трюки, к которым прибегали герои во имя «Сокровища» с помощью самого маленького коллектива на свете. Дешевые вестерны, пышущие жаром радиаторы (чтобы зрители больше покупали напитков), и, наконец, хорошенькая и кокетливая продавщица мороженого, вызвавшая фурор среди мужской публики. Если вам случится обидеться за женщин, то припомните, пожалуйста, что фильм снимался в 1957 году, когда свистеть вслед хорошенькой женщине, похвалить ее ножки или даже ущипнуть за зад было хотя и возмутительным, но отнюдь не подсудным поступком. К тому же, боясь вызвать еще большее возмущение, замечу, что девушка нисколько не возражала...
Самый маленький штат кинотеатра воспрянул духом. Ну и пусть песок из них сыплется, они ветераны синематографа и готовы умереть прямо на рабочем месте. А мисс Фэзакали, к тому же кинотеатр дорог как память: она была «тайной» пассией владельца. В тихом омуте...
В те достопамятные времена люди приходили в кинотеатр не только чтобы наскоро посмотреть фильм, давясь попкорном и колой, выскакивая со скоростью ошпаренных кипятком за минуту до начала титров. Тогда люди «проводили» там по полдня (а если исхитриться, то и весь день), узнавали новости, слушали музыку, смотрели маленькие представления в промежутках между «отделениями», покупали напитки и сигареты и общались. Никакой спешки и никакой предвзятости. Так что все виды развлечений шли на ура.
После отчаянных усилий однажды кинотеатр даже вышел в прибыль (фунт с четвертью с дневной выручки!), после чего оживился конкурент. В ход идут обман, шпионаж и саботаж; результатом последнего явился чуть было не сорванный пьяным киномехаником сеанс. Мэтт, заменивший бедолагу, демонстрирует зрителям (и нам), ВСЕ типичные огрехи старого пленочного проектора: половинчатое изображение, обратную и перевернутую перемотку и прочее, что вы могли видеть в кинотеатрах сами, если родились так же давно, как и я (хехе). Честно говоря, у меня всегда вызывала первобытный восторг небрежная элегантность обращения киномехаников с пленкой и проектором. Я до сих пор не знаю, как перевернуть страницу, вылезшую из принтера, чтобы правильно напечатать изображение на другой стороне.
Фильм заканчивается тоже реалистично и на оптимистичной ноте. Наши герои едут-таки в Самарканд! Обо всем остальном вы можете узнать, посмотрев картину.
Я рассказываю все эти детали, не боясь создать у вас впечатления, что вы уже посмотрели этот фильм. В нем гораздо больше интересного и милого. Просмотра стоит уже то, что в фильме играет Питер Селлерс (тот самый пропойца). Честно говоря, это не самый мой любимый актер, но он, действительно, очень хорош в комедии, особенно удаются ему недотепы.
Очаровательную Вирджинию МакКенна можно увидеть из относительно недавних работ в сериале о Мисс Марпл 2005 года и в фильме Осторожно, двери открываются; она до сих пор снимается, хотя понятно, что мы упустили ее лучшие годы актерства. Думаю, самая ее знаменитая роль — Джой Адамсон — в «Рожденной свободной». Но я, к сожалению, его не видела.
Маргарет Резерфорд (мисс Фезакали) известная актриса, игравшая в 60-х мисс Марпл, не считая десятков других ролей. Так что где-нибудь ее можно увидеть.
Ну и, наконец, Мэтт Спенсер — Билл Треверс в реальной жизни — играл вместе с Вирджинией МакКенна также и в Рожденной свободной (и не только), да и вообще эти двое поженились перед началом съемок «Самого маленького представления». Замечательный актер, даже если не смотреть больше ничего из его фильмов, кроме названного.
Если вам покажется, что вы где-то видели Билла Треверса или кого-то ужасно на него похожего (у меня было такое чувство), то это неудивительно: Билл Треверс приходится дядей Пенелопе Вилтон, а ее мы видели предостаточно в дорогом нашему сердцу Аббатству Даунтон. Не правда ли, семейное сходство довольно явное?
Фильм я с чистой совестью рекомендую к просмотру. Как и все другие британские фильмы, он лучше, чем кажется по описанию. Счастливого вам «самого маленького представления»!
Community Info