inryko (inryko) wrote in british_cinema,
inryko
inryko
british_cinema

Categories:

И снова Эмма...(Emma, 2020)

Посмотрев Эмму еще в феврале я по горячим следам написала рецензию. Хочу теперь поделиться ей и в славном сообществе British_cinema.
Шла я в кинотеатр с предубеждением ретрограда: зачем снимать новый фильм, когда вот есть старый с Гвинет Пэлтроу, очень удачный и остроумный. (Фильм, где Эммой была Ромола Гарай я не упоминаю по личным причинам — не понравился). И все там было на месте: и сцены, и герои. И кастинг отличный. Ну вот зачем, для чего?! Так думала я.
СПОЙЛЕРЫ!
EQCbHbZW4AQTPwn.jpg (1200×675)
И ошибалась!
Новый фильм не просто достоин своего предшественника, он в чем-то и превзошел его. Но главное — он другой!

Смешно говорить о различиях между экранизациями одного и того же произведения. Обе они — аккуратные, от оригинального текста — ни ногой. Особенно новая. Я специально проверила. Ни одного отступления от центральной линии, и даже от побочных. Все герои и события даны в точном соответствии с книгой.
В чем же новый фильм лучше? Попробую объяснить.

Сразу скажу, что именно кастинг — не самая большая удача фильма. Не во всем. Мистер Найтли — «неправильный». Из Джонни Флинна вышел отличный капитан Вильям Доббин (если вы знаете, про кого я), «высокий, нескладный и не особенно привлекательный». Но в роли мистера Найтли, потомственного аристократа, он постоянно напоминает старого солдата, «не знавшего слов любви». Так и ждешь, что он стукнет кулаком по столу (кстати, он так и сделал), заорет что-то командным голосом (так он и сделал) и вообще выкинет что-то экстравагантное и не элегантное.
Сам по себе актер очень хорош, но в этом фильме я ожидала не только более утонченных черт лица, но хотя бы и более старшего возрастом актера. Как же так, возмутитесь вы, Джонни Флинну как раз 37 лет, столько же сколько его герою. Однако, осмелюсь предположить, что в 18 веке 37-летние мужчины выглядели несколько солиднее.
К исполнительнице роли Эммы — Ане Тейлор-Джой у меня нет никаких претензий. Девушка, до 6 лет не говорившая по английски, абсолютно естественна в роли потомственной англичанки. /Уж точно лучше, чем Ромола Гарай в той же роли, ну не люблю я ее!/. Аня внесла в игру некую перчинку, которой достаточно, чтобы самый постный суп сделать деликатесом.
Миранда Харт, воплотившая в жизнь характер недалекой, но трогательной мисс Бейт (тетки мисс Фейрфакс) — известная комедийная актриса. Жаль, что я не знаю ни одной ее роли, но в этой она мне нравится.
Фрэнк Черчилл, он же Анатоль Курагин, — еще одна неудача кастинга. А впрочем, роль у Каллума Тернера невыразительная и неблагодарная: переметнувшийся от живого отца к богатой тетке (с переменой фамилии) хлыщ, играющий на чувствах невесты. В его любовь мы верим, так уж и быть, на слово, но Джейн Фейрфакс все же жаль. Интригует он как бы нехотя, походя и шутя, но симпатий к нему это не добавляет.

А вот исполнительница роли Джейн Фейрфакс это несомненный, блестящий выбор режиссера. Некая Эмбер Андерсон, пока, по молодости лет, мало где сыгравшая, кажется смутно знакомой. Если бы не ее юные годы, я бы предположила, что видела ее во множестве сериалов, снятых задолго до ее рождения.

Исполнительница роли Харриет (Миа Гот) тоже на своем месте. Полуоткрытый рот, преувеличенное поклонение перед Эммой-покровительницей, метания чувств и подверженность влиянию любой сколько-нибудь сильной личности, хотя бы в течение 5 минут привлекающей ее внимание — это наша Харриет и есть!

К остальным актерам претензий нет. Хорошие английские актеры: кто-то новенький, кто-то старенький, но английская театральная школа проступает во всех, ее не пропьешь и не потеряешь. Все на своих местах и все справляются с ролями на отлично! Все, кроме Била Найи, который каким-то неисповедимой судьбой был приглашен на роль престарелого ипохондрика мистера Вудхауса. Его исполнение роли уничтожило на корню все наши представления об этом герое и, по моему мнению, подорвало авторское прочтение его характера. Я прямо слышу, как из ряда F, третье место от прохода, встает сама Джейн Остин и кричит: Да что за ерунда! Как можно?! - И тихо садится, схватившись за сердце.

Благодаря Билу Найи, мистер Вудхауз — больше не предмет мебели, о который мы постоянно ударяемся то локтем, то коленом, и который при этом сам еще и жалуется. Роль доведена до блеска, она округла и закончена. Я почти люблю этого ипохондрика. Это одно из самых удачных кастинговых решений фильма! Мистер Вудхаус теперь даже лучше того, который описан Джейн Остин. И уже к середине фильма она (Джейн Остин) перестает хвататься за сердце и беспрестанно подносит к глазам уже второй кружевной платочек.

Но о характерах лучше говорить по-порядку. И к мистеру Вудхаусу я еще вернусь.

Прочитав первый раз книгу, я не сразу «раскусила» Эмму. Было это во времена моей молодости, когда читала я еще более невнимательно, чем сейчас. Эмма тогда представлялась мне милой чудачкой, девушкой из благополучной семьи, которой вздумалось поиграть в сваху. Фильм я смотрела гораздо позже и в первый раз меня ослепила Гвинет Пэлтроу, которой я просто восхищаюсь. Нет такого фильма, где она мне бы не нравилась. А вот на второй и третий раз впечатления что от книжной героини, что от кинематографической были уже другие. Честно скажу, Эмма меня раздражает. Как и все люди, которые считают себя правыми без особых на то оснований. Более того, уверенные в своей непогрешимости, они ломают столько дров, что и в три зимы не сожжешь в камине. А еще они обижают людей, не замечая с высоты своего совершенства ни чужих чувств, ни слабостей, ни достоинств. Если бы не Пэлтроу, которая продолжает ослеплять, эта неприязнь к героине была бы еще сильнее.

А новая Эмма в 100-процентном соответствии с текстом, еще большее впивается занозой в наше раздраженное сознание, еще глубже впадает в грех гордыни и еще глупее выглядит со своими экспериментами по «связыванию» людей узами Гименея. Мы отчетливо сознаем: бесится с жиру. Она делает это просто от безделья, от избытка благополучия, пользуясь личной неуязвимостью и материальной безопасностью, недоступной многим девушкам ее положения. В то время как другие девушки в ее возрасте надеются на заключение брака с разной степенью отчаяния, Эмма совершенно не нуждается в покровительстве мужа. Хронически больной и хронически богатый папа не отказывает ей ни в чем, а в будущем она станет хозяйкой, как минимум, половины его состояния.

А главный грех Эммы состоит в том, что она играет в куклы живыми людьми. Расставляет их на шахматной доске, исходя из воображаемых ею правил игры, и двигает их взад и вперед, не замечая, что они не прочь бы и сами решать свою судьбу.
Ее цель, ни много ни мало, улучшение человеческой природы в узко-специальном смысле. Однако, племенная работа, направленная на повышение социального статуса безродной девушки путем «подсаживания» ее на более благополучную семейную ветвь, обречена на неудачу слишком смелой селекцией.
И вот она попадает впросак от недопонимания ее мотивов преподобным Элтоном, обламывает коготки о презагадочного Фрэнка Черчилла и, наконец, получает выволочку от предубежденного мистера Найтли.
Эмма усвоила урок и закрыла лавочку свахи. Повезло и в этом, можно сказать. А ведь могла так и кончить, как намеревалась: назойливой старой девой, которая упорно сводит молодых людей и ни разу не достигает цели.
Эмма — центр сюжета и именно через ее отношения с остальными раскрываются остальные характеры.
Мистер Вудхауз — образец сверхзаботливого и вместе с тем эгоистичного отца. Между отцом и дочерью имеется что-то вроде пуповины, выполненной из сверхпрочного материала. Обычно такая связь бывает между мамой и дочкой, но, за неимением мамы, Эмма привязалась к отцу. Это очень причудливая, но несомненно искренняя любовь. Эмма, как бы это ни противоречило сюжету, не жертвует собой в угоду отцу. Ей нравится о нем заботиться: еще один питомец! А ему нравится изображать взволнованного отца, который просто не может отпустить никого из своего окружения, включая даже гувернантку, которая сошла с ума (а как еще можно подумать?) и вышла замуж. Видно, что и гувернантке, и даже слугам в доме комфортно: мистер Вудхаус не скупец и не тиран. А чудачества его такие милые! Можно и потерпеть.
Статус кво беззаботного существования Вудхауса в руках заботливых слуг и любящей дочери можно нарушить только ценой его здоровья, а то и жизни. Это некий симбиоз дочери и отца, который процветает к вящему удовольствию и пользе обоих. И это стало понятно только, когда Бил Найи взялся за эту роль.
Эмма хорошенькая, умненькая и своенравная девушка, которая занимается всем, чем положено понемножку. В отсутствии критики и соперниц она — самая лучшая. Но тщеславию ее приходится терпеть муки при явном превосходстве Джейн Фейрфакс. Дело в том, что при всем наивном самолюбовании, Эмма в глубине души честна сама с собой. Джейн Фейрфакс, может быть, и бесприданница, вынужденная искать работу гувернантки. Цвет лица у нее не такой здоровый, и общительностью она не может похвастаться. Но она настоящая пианистка, исполняющая классическую музыку (да еще по памяти!), обладает отличным голосом и музыкальным вкусом, а Эмма по сравнению с ней просто дебютантка, перебирающая пальчиками клавиши и поющая популярные романсы (попсу!) нежным, но слабым голосом.
Джейн Фейрфакс, превосходно сыгранная Эмбер Андерсон, не только совершенно такая же, какой ее описала Джейн Остин (немного отстраненная, скромная, задумчивая девушка, которая отлично хранит свои секреты), не только соответствует девушке 18 века (а это сложная задача для роли, все дальше уходящей в прошлое), но также и именно такая, какой я сама ее представляла. В Джейн Фейрфакс нет самолюбования, но стиль и благородство — налицо.
Эмма ставит опыты по выдаче замуж своей подопечной (о дружбе там речи нет) и раз за разом терпит поражение. Ее воображаемое умение «читать» людей — всего лишь желаемое, выдаваемое за действительное. Она ошибается, причем жертвой ее ошибок становится дурочка Харриет, живущая чужим умом и полностью доверившаяся Эмме. Эмма, в конце-концов не смогла прочесть и прозрачную как стеклышко Харриет. И тем не менее, своей неправоты Эмма не признает. Выбираемые ею женихи для Харриет упорно ищут выгодного или хотя бы равного брака и более явных достоинств. А Харриет получает унижения и разочарования. Которые, надо сказать, стойко переносит. Способность прощать своим друзьям невольно нанесенную обиду — умение не менее ценное, чем навык христианского прощения врагов. Не обладая ни тактом, ни чутьем, Харриет все же делает правильный выбор и получает награду.
Мистер Элтон, преподобный мистер Элтон (так правильнее) подвизается в книге и фильме на роли законченного напыщенного ничтожества. Но, постояв в его башмаках, мы понимаем, что другого исхода его матримониальных маневров Эмма ожидала напрасно. Мистер Элтон слишком хорошо знает, что ждет от жизни. Сан этому не помеха. Поэтому, не получив очень богатой и очень воспитанной невесты, он снижает планку и берет в жены менее богатую и менее образованную девушку и с удовольствием использует ее в качестве щита. Мистер Элтон, только что перешедший из версии 1.0 (перспективный жених) в версию 2.0 (молодожен) пока «возлежит на облаке блаженства», но неуклонно переобувается в версию 3.0 — подкаблучник. Что ж, в этой роли он будет иметь успех.
Жена его — как раз тот человек, который прав всегда и во всем, не скупится на непрошеные советы и переходит границы дозволенной в приличном обществе бестактности, даже не замечая этого. Зуб даю, что попытка мистера Найтли ее осадить была оставлена без внимания.
Мисс Бейтс — славная клуша, все заботы и восторги которой связаны с другими членами семьи. Вероятно, это единственный для нее способ хоть как-то поучаствовать в жизни, которой она лишена. Никогда ей не выйти замуж и не выбраться из полунищего существования. Но она настолько безобидна и простодушна, что укол Эммы насчет ее глупости становится абсолютно непростительным. О чем Эмме незамедлительно сообщает мистер Найтли.
Мистер Найтли, кажется, взял на себя роль ментора Эммы. Эта роль его тяготит тем больше, чем сильнее он влюбляется в нее. Возможно, он любил ее дольше, чем сам осознавал. Что в книге, что в фильме, признание мистера Найтли выглядит несколько неожиданным (преждевременным?). Это нечестно — ничем не намекать нам про его возможные притязания и вдруг вылить их на нас разом, как воду из ведра. Не верю, - сдавленно шепчет Станиславский, а Немирович-Данченко качает головой в глубоком сомнении. Тем не менее, вот он ваш хэппи-энд, другого не будет.
Гувернантка, странно выглядящая без доспехов и длинных сапог, без шпаги и мужланских ухваток (извините, я просто с трудом опознала Ярру Грейджой из Игры престолов в этой прилично одетой и безупречно держащейся женщине), несомненно симпатичный во всех отношениях человек. Но нам, к сожалению, не доведется провести в обществе миссис Уэстон и ее мужа достаточно времени, чтобы полюбить ее еще больше. Сквозь призму искреннего эгоистического сожаления Эммы и ее отца от утери подлинного члена семьи, которой миссис Уэстон, урожденная Анна Тейлор, несомненно, являлась, мы только догадываемся, какими достоинствами обладает эта женщина.
Напоследок скажу еще об одной удаче фильма — его абсолютной хореографичности. Сделано это с шутливой нарочитостью. Эмма, отточившая в совершенстве тонкую моторику светских манер, встает и садится с точностью автомата. Практически неуловимые движения глаз, пальцев и всей ее изящной фигуры заставляют подчинятся и остальных. Рисунок, танец, мелодия - вот что приходит на ум, когда смотришь эту последовательность поклонов и приседаний, «стрельбу» взглядов, «перекличку» вздохов. Это забавно и... уместно. Коль скоро «на дворе» конец 18 века.
Фильм не имеет возрастных ограничений. Не возмущайтесь, обнаружив пару «откровенных» моментов и картинок обнаженной натуры. Подобно образцам классической живописи, они не могут оскорбить вашего взора.
Музыка тоже не подкачала. Никакого диссонанса! Соответствует времени и соната Моцарта, исполняемая Джейн Фейрфакс. Аутентичность и вместе с тем отчетливая современность прочтения одной из немногих, к сожалению, книг Джейн Остин, делают эту экранизацию достойной не только просмотра, но и искренней рекомендации всем друзьям и знакомым. Вы не пожалеете!

Как меня любезно поправили: везде следовало писать 19 век. Извиняюсь за ошибку.
Tags: *рецензия, жанр: экранизация, писатель: джейн остин
Subscribe
promo british_cinema december 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments