Дракон, этик и эстет (silbern_drachen) wrote in british_cinema,
Дракон, этик и эстет
silbern_drachen
british_cinema

Category:

Love's Labour's Won, Royal Shakespeare Company, 2014

Love's Labors' Won - именно под таким названием поставила "Много шума из ничего" в 2014 году Royal Shakespeare Company. Что на самом деле так называлось, никто не знает, это название фигурирует в списке шекспировских пьес непосредственно после Love's Labour's Lost, но текст с таким заголовком до нас не дошёл. То ли это была отдельная комедия, сиквел "Бесплодных усилий", то ли это вариант названия какой-то другой пьесы. В качестве кандидатов рассматривают "Укрощение строптивой", "Троила и Крессиду", "Как вам это понравится" и "Много шума из ничего". А хувиане скажут, что всё дело в злокозненных инопланетных ведьмах-каррионитах, которые попытались использовать Шекспира в своих целях, хорошо, Доктор и Марта как раз зашли пообщаться (люблю эту серию).




Версия про "Много шума из ничего" лично мне кажется убедительнее прочих. Наиболее интересные пары влюблённых в обеих пьесах настолько очевидно похожи, и тема подслушивания продолжается, параллели находятся легко.
Собственно, так решил и режиссёр Кристофер Ласкомб, поставив в 2014 году обе пьесы в RSC в паре.





Спектакли объединяет сеттинг - действие перенесено в Англию 1914 и 1918 соответственно, помещая обе пьесы непосредственно перед и сразу после Первой Мировой, что для 2014 было, понятно, актуальной для разговора темой, ну и популярность "Аббатства Даунтон", думаю, режиссёр тоже учёл.
И каст тоже один. Понятно, что системы персонажей у пьес разные, и не везде сочетание ролей и одного актёра несёт смысловую нагрузку, но в некоторых случаях определёно да.

Про Love's Labours' Lost я писала сразу после похода на трансляцию, вот https://silbern-drachen.livejournal.com/269753.html Это получился очень приятный, достаточно изобретательный в удержании внимания при не самом сильном сюжете спектакль, в меру смешной и в меру трогательный.

Love's Labours' Won выдержан в той же стилистике и местами мне в нём, пожалуй, не хватило как раз заострённой яркости, "в меру" для него - это на самом деле мало. Хотя, с другой стороны, сейчас, когда я пишу этот пост, я перебираю в голове комичные и заострённые моменты - и их много, и я не могу обосновать своё впечатление, но всё-таки оно было - что получилось немного слишком благовоспитанно и сглажено.



Как и в первом спектакле, в касте задействованы актёры, вероятно, с мюзикловым опытом (и которых я не помню по другим спектаклям RSC), и тут много поют и периодически танцуют (по тексту и не только), и поют хорошо, и спектакль это, безусловно, украшает. Основные музыкальные темы, кстати, тоже связывают обе постановки.



Дона Педро и синьора Леонато играют те же актёры, что были доном Армадо и учителем Олоферном. Прямой параллели между персонажами нет, но вот любовь к словесам, и замысловатым шуткам, и затейливым костюмированным развлечением у них в самом деле общая, и именно эти качества таким образом подсвечиваются и объясняют и затею со сватовством от чужого имени, и с затейливой попыткой "геркулесова подвига" свести Бенедикта и Беатриче.
Леонато вот, кстати, как раз отличается сдержанностью по сравнению с другими постановками - всю сцену в церкви до ухода обвинителей он даже не повышает голоса, потом кричит на Геро, но тоже быстро возвращает контроль над своим поведением. Он - человек с чувством собственного достоинства, а выходить из себя и впадать в бешенство - значит достоинство терять.



Дон Хуан - в самом деле подлец с честным лицом, свою роль псевдоправдолюбца выполняющий отменно. Он, кстати, тут даже не умён, весь злобный план Борачио приходится ему буквально разжевать по слогам. А ещё он вернулся с войны на костыле, и производит впечатление скорее несчастности и озлобленности, чем просто зла.



Другой инвалид после войны - это Кизил. Его играет тот же актёр, что в "Бесплодных" был Башкой, и там он подавался как убогий изначально - и тут, кстати, как раз играет и любовь к повторению длинных красивых непонятных слов, и при придурковатости этакая житейская хитрость, свойственная обоим персонажам.



Но послевоенный контекст заставляет по-другому посмотреть его хромоту, заикание и некоторую неадекватность, и когда оскорблённый, что его назвали ослом, Кизил перечисляет все свои заслуги и доходит до "had losses", хохочущий до того зал внезапно стихает, и все персонажи на сцене топчутся в явном смущении и неловкости.



Клавдио - бывший Дюмен, в "Бесплодных" подчёркнуто самый младший из героев, на крышу читать стихи ночью приходивший с плюшевым медвежонком. Его скоропалительная влюблённость в Геро - влюблённость вовсе не в человека, а в образ, поэтому её так легко вывернуть наизнанку. На первый план выходят его самодовольная уверенность в собственной правоте и непогрешимости, в своём праве судить и карать - в чём его полностью поддерживает дон Педро.



Геро, в свою очередь, бывшая Катарина, практически не уступающая Розалине в бойкости и остроумии в "Бесплодных". И здесь она говорит, может, и немного, но улыбается достаточно ехидно и молчит явно сознательно. Не то что б ей сказать было нечего, но хорошей девочке лучше помолчать порой, да?



Вот Беатриче язык за зубами держать не умеет и не хочет от слова совсем, ей определённо нравится себя слушать. А вот вся семья её любит, но, честно говоря, от неё явно подустала. От её бесконечных выступлений, от её сидения в девках.
Вообще честно скажу, Беатриче здесь в исполнении Мишель Терри мне не нравится. Она... ну правда гарпия, злая и жёсткая. Требование кого-нибудь убить от неё даже не удивляет. И у меня искренне возникал несколько раз вопрос, на кой она Бенедикту сдалась.



А сдалась в данном случае давно - тут переход от Бирона и Розалины непосредственный, и в первой же сцене мы видим Бенедикта, который явно и давно привык к её постоянным нападкам, и реально устал от них, он реагирует вполсилы, потому что ну сколько можно. Потом на маскараде они искренне друг друга не узнают, и оба искренне оскорбляются. В общем, эти двое просто так никогда бы не сговорились, потому что у них языки подвешены хорошо, а вот общаться нормально минимум одна не умеет вовсе.



Бенедикт Эдварда Беннета... на второй просмотр понравился мне больше, чем на первый. Возможно, первый был просто слишком близко к Теннанту. Сейчас я могу сказать, что Беннет по-прежнему делит 4 -5 место с Денисофым, сильно отставая от 1го и 2го и заметно - от 3го (но с невероятным отрывом от 6го, потому что Брана ужасен), но сам по себе он, в общем-то, хорош. Большая часть комедийности в основной линии лежит на его плечах, и он с ней справляется. В этой постановке решительно подчеркнули разницу в том, как написаны сцены подслушивания - буффонадная у Бенедикта, с прятаньем за занавеской, лазаньем по ёлке и запутыванием в гирлянде и статичная, сдержанная и драматичная в конце у Беатриче, где за смешное отвечает только чрезмерно старающаяся служанка.



Этот Бенедикт, как и Бирон, довольно сентиментален и с глазами на мокром месте, искренне привязан к друзьям и на дуэль соглашается только потому, что с этой гарпией поди не согласись.... во время скандала в церкви он уходит в массовку и его особо не видно, он чуть не уходит вместе с товарищами и Геро от Леонато защищает здесь главным образом Беатриче.

Впрочем, тут привычка к зубоскальству и демонстрации независимости вступает у Беатриче в конфликт с потребностью в любви. Наконец-то через полтора спектакля поверив. что Бенедикт - не просто болтун и весельчак, а человек, который правда её любит и на которого правда можно положиться, она обнаруживает, что ей тяжело его отпустить - буквально, в конце сцены в церкви она никак не может выпустить из своих его руку и, оставшись одна, плачет и молится, вероятно, впервые за черт знает сколько (простите, здесь пошли домыслы))



Кстати, эта постановка самая щедрая на поцелуи. В церкви после признания, при следующей встрече по поводу вызова на дуэль, поцелуй по тексту и ещё один в самом конце.

В общем, спектакль красивый и интересный, с хорошим ансамблем, но на мой лично вкус местами слишком ровный, местами несколько сентиментальный и не с лучшими, на мой вкус, главными героями.
Tags: *рецензия, жанр: комедия, писатель: уильям шекспир, раздел: спектакль
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Новости: трейлеры, съемки, будущие проекты

    — Канал Fox, по своему обыкновению бросающий всё на полпути, закрыл Prodigal Son с Майклом Шином и Томом Пэйном после второго сезона — Детектив…

  • Domina: трейлер и 75 кадров

    Драма, рассказывающая о Древнем Риме с точки зрения женщин на примере Ливии Друзиллы и её пути от юной наивной девушки до могущественной женщины,…

  • Trying: анонс 2 сезона

    В новом сезоне Никки и Джейсон начинают заниматься процессом усыновления. Казалось бы, после полученного таким трудом одобрения комиссии, никаких…

  • It’s a Sin

    Вчера на Brit Awards Элтон Джон и Олли Александер (фронтмен группы Years & Years и исполнитель главной роли в сериале It’s a Sin) представили свою…

  • The Pact: анонс

    Криминальная драма, рассказывающая историю дружбы, неожиданной смерти и паутины лжи. Молодой управляющий пивоварни найден мертвым, и это событие…

  • Лили Джеймс в образе Памелы Андерсон

    Начались съемки сериала Pam & Tommy, который будет посвящен скоропалительному браку Памелы с музыкантом группы Mötley Crüe Томми Ли и последующему…

promo british_cinema december 10, 2019 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments