Наталья Попова (bamssi) wrote in british_cinema,
Наталья Попова
bamssi
british_cinema

Categories:

Some Mother's Son, 1996 год

В этот год были сняты «На игле» (Trainspotting), «Рассекая волны» (Breaking the Waves), «Английский пациент» (The English Patient), «Народ против Ларри Флинта» (The People vs. Larry Flynt), «День независимости» (Independence Day), «Кавказский пленник». Более того, для Терри Джорджа (Terry George) «Сыновья» не были полноценным дебютом, хотя следует учесть, что фильм стал первой самостоятельной работой. Этот блистательный ирландец дебютировал как сценарист и ассистент режиссера биопика «Во имя отца» (In the Name of the Father), в котором снялся Дэниел Дей Льюис, а режиссером и соавтором сценария стал Джим Шеридан (Jim Sheridan). Можно было бы сказать, что фильм прошел почтим незамеченным, если бы не удивительный тандем двух невероятных актрис - Хелен Мирен и Фионнулы Фланаган. Ради этих работ мы и поговорим о фильме.



Вводная

Перед нами драма режиссера (и сценариста) Терри Джорджа, снятая по мотивам событий ирландской голодовки 1981 года. Фильм спонсировали американцы, кастинг включал в себя буквально цвет ирландского и британского кинематографа. Оператор проекта Джефри Симпсон (Geoffrey Simpson), снимавший такие прекрасные вещи, как «Блеск», «Маленькие женщины», «Жареные зеленые помидоры». Если решитесь посмотреть, то кроме прекрасных Хелен и Фионнулы, вы встретите очень юного (и не привычно жесткого) Тома Холландера, привычно изумительного, но тоже очень юного и звонкого Эйдена Гиллена, Тима Вудворда, Киарана Хайндса (не совсем привычного здесь). Мимолетного, но как всегда прекрасного Дэвида О’Хара, неузнаваемого Джона Линча, опять таки юную и милую Джеральдин О’Роу. Даже Маргарет Тэтчер, правда в хронике и не указанную в титрах, но так органично вмонтированную, что на минуту усомнишься, не снялась ли «железная леди» для фильма.



«Голодный бунт» или немного о контекстах

Для тех, кто решился посмотреть «Голод» Стива МакКуина, сюжет не нов. Или для тех, кто увлечен историей 20 века. Если повторяюсь, просто проигнорируйте меня. Ирландская голодовка 1981 года (Irish hunger strike) — кульминация пятилетнего протеста в рамках Конфликта в Северной Ирландии, начавшегося в 1976 году, когда Британское правительство исключило понятие Special Category Status (ближе всего, военнопленный, как я понимаю), ранее присваиваемое заключённым по этому конфликту. Заключенные отказывались носить тюремную робу, содержались в нечеловеческих условиях. ИРА убивало сотрудников тюрем в отместку за избиваемых и третируемых товарищей.

Когда «одеяльный протест» и «грязный протест» провалились, 1 марта 1981 года, в годовщину решения об отмене Специального статуса, голодовку в тюрьме Мэйз начал Бобби Сэндс (Bobby Sands), член Ирландской Республиканской Армии. 15 марта к голодовке присоединился другой участник, 22 марта — ещё двое.


Голодающие выдвигали 5 требований: право не носить тюремную униформу; право не делать тюремную работу; право на свободу связи с другими заключёнными, а также на организацию образовательных и развлекательных мероприятий; право на один визит, одно письмо и одну посылку каждую неделю; полное право на помилование (full restoration of remission lost through the protest).

Ко всему, в апреле 1981 года от сердечного приступа умер Фрэнк Магуайер, член Парламента от партии ирландских республиканцев района Фермана и Южный Тирон. 26 марта Бобби Сэндс был выдвинут в кандидаты на местных выборах района Фермана, и 9 апреля был избран в Парламент, получив 30 492 голоса и став самым молодым членом Парламента. Маргарет Тэтчер не пошла на уступки, и голодовка кончилась смертью десяти республиканцев. Сэндс умер 5 мая, через 66 дней после начала голодовки, в госпитале тюрьмы, от истощения. Известие о его смерти вызвало волнения, в Белфасте начались погромы. На похороны Сэндса пришли 100 000 человек.


3 октября в 15.15 голодовка была прекращена. В ходе голодовки умерло 10 заключенных, 62 человека были убиты в ходе протестов. Немало способствовало окончанию голодовки то, что несколько матерей воспользовались своим правом, «забрать» сыновей (отказаться от их имени от голодовки), когда те потеряют сознание.

«Between love and loyalty»

- Благодарю тебя за то, что ты уважаешь мой выбор!
- А кто тебе сказал, что уважаю?! Это у тебя был выбор, ты сделал его, а мне ты его не оставил.
(с)

Фильм немного смещает акценты. В центре повествования вовсе не известная каждому ирландцу история, в её сердце лежит история двух матерей. Энни Хиггинс (Фионнула Флэнаган) и Кэтлин Куигли (Хелен Миррен). Истории двух очень разных женщин, которых объединило одно горе и два очень разных решения.


Для Энн, гордячки – фермерши, потерявшей старшего сына и люто ненавидящей «британцев» деятельность сына в ИРА не секрет, потому арест Фрэнка (рискнувшего прийти поздравить мать с Рождеством) не становится чем-то чрезвычайным, скорее предметом гордости. Кэтлин, учительнице в школе, в голову не приходило, куда её мальчик исчезает временами. Арест Джерарда становится настоящим ударом, к которому она не готова, который разрушает всё, чем дорожила несчастная женщина. Энн слепо следует вере сына, Кэтлин не верит, что всё это происходит с ней.



Оставим на минуту политические и социальные оценки событий этой истории, отвлечемся от мыслей «герои или террористы» наши герои. Давайте остановимся на той линии, которую нам дарит невероятный дуэт двух великих актрис. Столь разных женщин объединяет одно: они предоставлены этой ситуации в одиночку, у каждой есть еще дети и обязательства перед ними. Их сыновья арестованы, осуждены, лишены свиданий, и (что хуже всего) добровольно обрекают себя на смерть. Матери вместе с ними осуждены проходить круг за кругом, решая для себя: разделить веру ребенка и поддержать его или предать его убеждения, но спасти его жизни.


Миррен невероятна. Такая мягкая, нежная вначале, беспомощная перед лицом беды, её героиня меняет почти незаметно, но столь убедительно, что ты не сопереживаешь ей (нет, конечно переживаешь, но это вторично), а скорее заворожено вторишь. Флэнаган в этой роли привычна, даже чуть более грубовата, чем мы привыкли, но за показной «простотой» она выявляет такие оттенки и краски, что отвлекаясь от Хелен, понимаешь, что не знаешь на кого смотреть.


Изумительнее всего даже не с цены с детьми, а именно сотрудничество героинь. Трудно сказать, кто из них села, кто вера. Трудно понять, где заканчивается одна и начинается другая. Но именно в их диалоге … больнее всего.



Если смотреть, то для чего?

Повторюсь ради игры и боли, которая она несет, двух замечательных актрис. Ради других ролей прекрасного кастинга. Неброской съемки (после версии МакКуина этот фильм смотрится, чуть ли не документальным), грустной истории и не самых простых выводов, которые закрадываются в голову после просмотра.
Tags: *рецензия, актриса: helen mirren, жанр: драма, жанр: исторический, раздел: фильм
Subscribe
promo british_cinema december 10, 13:57 16
Buy for 10 000 tokens
Список сериалов и телефильмов на 2020 год, включающий проекты британского телевидения и американские, главные роли в которых исполняют британские актеры. Как всегда, ссылка на пост висит в сайдбаре, в правом верхнем углу на главной странице сообщества ( как это выглядит), время от времени…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments