И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
© Николай Гумилев
Вчера, 5 июля, свой день рождения отпраздновала прекрасная француженка Ева Грин. Выбрав в честь этого британскую работу актрисы, хочу разделить её с вами. Перед нами «Последняя любовь на Земле» (Perfect Sense) — фантастическая мелодрама британского режиссёра Дэвида Маккензи. Главные роли в фильме исполнили Юэн Макгрегор и Ева Грин. Критики и прокат восприняли картину прохладно, попробуем разобраться в этом.
Эта фантасмагория начинается в неком условном времени, отдаленно напоминающем наше сегодня. В одной точке дня сталкиваются два человека: эпидемиолог Сьюзан (Ева Грин), разочарованная своими отношениями с мужчинами, и шеф-повар Майкл (Юэн Макгрегор), не сильно очарованный отношениями вовсе. Молодые люди флиртуют, прицениваются друг к другу, пока над ними и над всеми миром разворачивается очень странная катастрофа. По невыясненной причине люди начинают терять чувства… Первым исчезает обоняние.
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
© Николай Гумилев
Сценарий фильма написал Ким Фупц Окесон (Kim Fupz Aakeson), мне полюбившийся работой над датским фильмом «Комната 304» (Værelse 304) и очень своеобразной норвежской работой «Довольно добрый человек» (En ganske snill mann). Есть сценарий – немного рассеянная метафора какого-то полузабытого мифа. Вещь в себе. Рассказ о двух людях, людях, окружающих этих людей и целом мире, постоянно соскальзывает с одного объекта на другой, словно уже подзабыл детали, или пытается, но никак не может приукрасить историю, которую нужно рассказать. Очень нужно, но так чертовски трудно. Дополняет всё это всегда чем-то неуловимо знакомая музыка Макса Рихтера (Max Richter).
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
© Николай Гумилев
Люди ведут себя двумя способами: есть люди, которые бегают по улице и хватают всё, что могут, люди, которые не верят ни во что - только в конец света. И есть те, которые верят, что жизнь всё равно как-нибудь продолжится или просто не знают, что ещё делать. © «Perfect Sense»
Повествование вполне линейно, но не вполне логично. Часть эпизодов смотрятся, как отдельные видеоклипы на довольно красивые, но мрачные стихи. Думаю, часть этого заслуга оператора Джиллза Натгенса (Giles Nuttgens), всё время «растягивающего» нам картинку. Майкл едет на работу вдоль набережной, на встречу ему всё время попадаются люди в масках. Второй заставляет его обернуться, третий – ускорить движение. Очень интересен выбор локаций для съемок и такие разные акценты (в городе и на берегу). Но всё чем то похоже на полотна Шагала… немного смещено и очень эмоционально. Главные эмоции фильма отданы от откуп картинке и музыке.
Когда-то, мы думали, что ледниковый период подкрался незаметно. Так темнота опустилась на Землю. Но сначала были моменты радости - общее отклонение височной доли головного мозга. Глубочайшая благодарность за то, что ты жив. Но больше всего - общее, сильное желание быть друг с другом, чтобы предложить тепло, понимание, одобрение, прощение, любовь… © «Perfect Sense»
В этом фильме нет истории, как таковой. Она скорее притча, причем очень запутанная, очень неевропейская, скорее восточная притча. В которой нет начала, очень много разных героев (про некоторых мы знаем лишь имена), и не будет итога. Никто не произнесет строгим голосом: «нужно жить дружно» или «возлюбите близкого своего». Финал не развеет надежды, но и не принесет облегчения. В этом немного дерганном скольжении, как в медленно падении листка нет иной поэзии, кроме той, что заставила его сорваться и отправиться в своё единственное в жизни путешествие. Камера коварно приближает к нам историю двух взрослых, порядком запутавшихся людей, и безжалостно удаляет. Приближает ужас самой главной человеческой трагедии – беспомощности… и удаляет. Словно пытается разбередить в тебе что-то. Что-то очень важное.
Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
© Николай Гумилев
Фильм длится полтора часа. В нем было приятно встретить Юэна Бремнера, Стивена Диллэйна, Дэнис Лосон, Конни Нильсен, Аластера Макензи и других. Я не стала бы ждать от него привычных черт фильм – катастроф, по жанру он гораздо ближе к мелодраме, хотя лучше всего ему удались именно драматические моменты. Те, в которых режиссер решился заговорить о том, что всегда находятся те, кто уверен, что человек может выжить и захочет жить по-человечески.
Community Info